Тестостерон и доминирование.
Моя первая кинорецензия — и сразу на редкий по художественной красоте и оригинальному замыслу фантастический шедевр, каких мало было «до», и каких совершенно точно уже не будет «после».
Фильм будто из золотых восьмидесятых, когда Чужой, Терминатор, Нечто или Хищник были конвейерной обыденностью, а не изысканными драгоценностями и монументальными долгожителями.
Зрителя сразу бросают в бурный водоворот событий, без особых разъяснений, а что, собственно, здесь происходит.
Точка в пространстве не важна. Мы не знаем названий системы, планет и спутников. Но мы видим структуру и механизм работы этой системы, и вовсе не благодаря многозначительным титрам или глубокомысленным разъяснениям от персонажей. Местная небесная механика раскрывается посредством элементарного настольного планетария.
Время описываемых событий не важно. Да, это очевидно далёкое будущее, но в этом мире всё ещё присутствует религия как социальный феномен и примитивные животные инстинкты, что делает картину естественной, биологичной, родной и понятной.
Откуда летит корабль и как он называется, какова точка назначения и миссия экипажа, что за груз и в чьих интересах. Нам не дают никаких детальных пояснений, не разжёвывают и не раскладывают по полочкам.
Автор показывает обычных людей с присущими им обычными слабостями — в максимально внештатной стрессовой ситуации. Одни гибнут, другие паникуют и переживают, третьи геройствуют, четвёртые эгоистично спасают свою шкуру, пятые — максимально уверенные в себе — просто молчат и ждут.
После падения на планету персонажи постепенно становятся ближе и понятнее зрителю, начинают раскрываться их характеры и мотивы. Но дозированно, пошагово, как в хорошем детективе. Каждый персонаж проходит свой путь и полностью мы можем разобраться в героях только к моменту развязки.
Главный герой повествования, конечно же, второй пилот Кэролин Фрай. Ей уделено максимальное количество экранного времени, её конфликт и внутренние противоречия интригуют и держат в напряжении. Её борьба, трансформация и пройденный путь вызывают восхищение и заставляют переживать.
И лишь на втором плане — теневой и на самом деле достаточно второстепенный персонаж, просто заглянувший на огонёк — Ричард Риддик с непростой и очень человеческой судьбой.
Их конфликт с наёмником Джонсом — украшение всего фильма. Джонс постоянно пытается контролировать ситуацию, при любой возможности доминирует и устанавливает свои правила. Не терпит конкуренции, удерживает на себе внимание женской части коллектива. Но как он ни старается, у него это не получается, потому что рядом находится настоящий, подлинный, неподдельный тестостероновый доминатор Риддик.
Его внешний вид, движения, взгляды, то, что он говорит и как он говорит, выдают в нём природного хищника. И Джонс проигрывает в этом противостоянии, сначала в переносном смысле, теряя уважение коллектива и зрителя, а потом и в прямом — на поле поединка.
Женщины чувствует, кто здесь настоящий самец, уважают его, признают его силу и власть. Это признаёт даже имам Абу Аль-Валид и даже называет его «своим богом» (этот момент особенно интересен, но многими непонят и проигнорирован). Это признаёт и совсем юная Джек, с первых минут решившая стать его фанатом.
Но… Риддик не собирался никого щадить, ему неведомы эмоции и чувства, он руководствуется разумом и дружит только с действительностью. И в последнем бою его противником становятся вовсе не монстры (да-да, фильм вообще не о монстрах), а второй пилот Кэролин Фрай, в которой вдруг проснулся тот самый — настоящий «киношный» герой. Чем закончилось это противостояние, «спойлерить» не буду, но поверьте, это настоящая драма. Ближайший пример по накалу и сумасшествию — героическая развязка в тоннеле с участием Гормана и Васкез на LV-426.
Кино про страшных монстров оказалось совсем про другое. Они выступают просто необходимым фоном. На самом деле, «выбросив» их полностью из повествования и заменив их на простой голод и холод, ситуация критично не изменится. Это борьба обычных людей, преследующих свои корыстные интересы, за лидерство и доминантность. Это противостояние сильных характеров, рационального и эмоционального, разумного и импульсивного. Это яростная борьба насмерть с самим собой и своими внутренними противоречиями.
Пример грамотно составленного полноценного самодостаточного сценария — одним мозговитым автором. Без производственного студийного ада.
Отдельно отмечу потрясающую работу художников. Красиво и креативно. Последние два слова и есть оценка фильму.
9 из 10.