Привет, богоизбранные. Тут в комментариях в «Доктрине Брежнева», Галина Николаевна написала, что «Устойчиво только то государство, в котором достойно живет народ. Независимо от доктрин с поиском виноватых и врагов народа». Это здорово, когда у человека в голове вся государственная политика сводиться к решению уравнения типа «сколько будет дважды два», и не нужно засорять свой мозг разными доктрина, концепциями, парадигмами, постулатами и теориями.
Для других, страдающих трехзначным IQ, предлагается рассмотреть отдельные социальные проблемы актуализированной реальности с помощью математической модели теории игр фон Неймана и Оскара Моргенштерна, совместно опубликовавших почти 80 лет назад, в 1944 году книгу под названием «Теория игр».
В качестве примера рассмотрим конфликт между двумя гипотетическим государствами: «Прекрасное далеко» и «Страна невыученных уроков». При решении такой специфичной, уникальной задачи, человек использует свой личный, индивидуальный опыт, интуицию и тот уровень логического мышления, который ему доступен. Это называется AD-hoc подход.
Всякий раз, когда у человека возникает новая проблема, он использует AD-hoc подход. При новой проблеме все начинается сначала, но сам подход остается тем же самым. То есть, какую бы социальную, или иную проблему мы не решали, всегда существуют общие принципы такого решения, всегда существуют определенные правила, которым вынуждены подчиняться все стороны. Давайте их рассмотрим.
Во-первых, есть стороны, которые участвуют в конфликте. Их можно разделить на три группы. Первые две группы в нашем примере, это два государства: «Прекрасное далеко», «Страна невыученных уроков», а также их активные сторонники. К третьей группе относятся "нейтральные", то есть те государства, которые не участвует в конфликте. При этом факт принадлежности к той или иной группе определяется не словами, а делами.
Во вторых, у каждого из игрока, сторонника конфликта, есть свои ресурсы, которые сводятся к трем составляющим: люди, деньги (или их свободно конвертируемый эквивалент) и время. Ресурсы могут трансформироваться друг в друга и ни один из них не может быть равен нулю. Ресурсы, определяя действия игроков, реализуются в ту или иную стратегию. Список возможных стратегий у каждого игрока ограничен и называется "набором стратегий" и имеет несколько особенностей.
- Стороны тратят часть своих ресурсов для реализации собственных стратегий.
- Стороны тратят часть своих ресурсов для противодействия стратегий другой стороны.
- Каждая из сторон тратит свои ресурсы с учетом свода своих внутренних правил и установок.
В-третьих, у каждого игрока есть свой эквивалент выигрыша, который в основном определяется действиями других игроков. В ситуации конфликта выигрыш определяется действиями "нейтральных", в результате их перехода на ту или иную сторону конфликта.
Например, на протяжении без малого 80 лет существует конфликт между (СССР) Россией и Японией по поводу принадлежности Курильских островов - Северных территорий. "Де факто" эти острова принадлежат России, но "де-юре" такая их принадлежность не признается ни Японией, ни многими другими "нейтральными" странами. Решить данный конфликт можно только одним способом - передав его айнам России в полном соответствии с Декларацией Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Только это заставит всех сторонников японской принадлежности этих территорий сменить свою точку зрения на иную, несмотря на естественное противодействие японской стороны.
В результате мы получаем математическую модель, в которой указаны игроки, их стратегии и выигрыши. Это и называется игрой в теории игр. Далее мы перейдем к равновесию Нэша, который математически доказал, что для каждого набора стратегий существует свой порог выигрыша. То есть именно набор стратегий и определят размер выигрыша - проигрыша той или иной стороны.