Угроза потери лицензии мотивирует управляющую компанию работать лучше, уверены в Комитете Госдумы по ЖКХ, разработавшем законопроект, упрощающий назначение кары. Поможет ли это жильцам лучше контролировать обслуживающую их дом организацию, обсуждали на круглом столе в «Парламентской газете» 26 сентября.
Вместо двух — одна
Управляющим компаниям сейчас надо получать сразу две лицензии — как на вид деятельности, так и на управление каждым конкретным домом, рассказала зампред думского Комитета по ЖКХ Светлана Разворотнева. Но первую лицензию аннулируют, только если УК лишилась права управления 15 процентами домов, — это может быть и один МКД, но только если речь идет о небольшой организации.
Саму лицензию на управление конкретным домом депутат считает странной и избыточной. По ее мнению, она подменяет решение собственников оценкой государства в лице жилинспекции, которая сама решает, разрешить ли УК управлять тем или иным домом. «При этом, как правило, не проводится никаких проверок, — отметила Разворотнева. — Из-за существующих правил решения о смене УК порой затягиваются на годы, а нередко бывают коррупционными».
В законопроекте предложено выдавать одну лицензию — на осуществление деятельности УК, — и перечислены основания для ее аннулирования. Это могут быть три судебных решения за год, подтверждающие грубые нарушения компанией своих обязательств, а также банкротство. При этом УК утрачивает право работать сразу со всеми домами, что находятся под ее управлением.
Смена придет
Отмена двойного лицензирования сделает работу управляек более понятной людям, усилится контроль собственников жилья за назначением и сменой компании, считает член рабочей группы при Комитете Госдумы по ЖКХ Татьяна Вепрецкая. Фактически над УК постоянно будет висеть угроза прекращения деятельности, что мотивирует ее работать лучше, отметила эксперт. При этом, по ее мнению, нужно продолжать наводить порядок с общими собраниями собственников, чтобы их результаты не подделывали заинтересованные стороны.
«Закон позволяет проводить собрания в электронной форме — цифровая идентификация человека через портал госуслуг в этом смысле лучше, чем обычная подпись, — пояснила свою позицию Вепрецкая. — Результаты голосования, а лучше и его ход нужно отображать в системе ГИС ЖКХ, к которой имеют доступ все, кто зарегистрирован на портале госуслуг».
Сделать собрания собственников более прозрачными призвана еще одна инициатива Комитета Госдумы по ЖКХ. Там подготовили законопроект, по которому жителей будут оповещать о проведении сходов по электронной почте, а результаты, помимо Интернета, должны быть на видном месте в подъездах в распечатанном виде.
«Так люди смогут убедиться, что их голоса посчитали правильно и что они вообще участвовали в собрании, поскольку сейчас бывает, что мнение искажается или появляются подписи тех, кто вообще не голосовал», — объяснила Светлана Разворотнева.
Если у кого-то из жильцов возникнут сомнения в подлинности протокола, он сможет обратиться в жилинспекцию, которая должна проверить, соблюдены ли правила проведения собрания. А если таких сомневающихся окажется больше десяти процентов собственников, то инспекция обратится в правоохранительные органы и суд для признания решения недействительным. При этом учитывать и исполнять липовые решения будет нельзя.
Коммунальное меню
Давно не секрет: чем активнее жильцы, тем лучше живет дом. А индифферентность собственников часто тормозит даже самые лучшие начинания. Во многих регионах работают общественные структуры вроде «ЖКХ-Контроль», «Школы грамотного потребителя», проекта «Добрососедство» — они помогают людям и способствуют повышению их активности, рассказала Татьяна Вепрецкая. Но все же главный мотиватор, по ее мнению, это рубль: чем выше квартплата, тем больше люди интересуются своей УК.
Эксперт предложила ранжировать управляек по уровню обслуживания. Компании могут предлагать услуги от эконом- до премиум-класса, а жители на общем собрании решают, что выбрать из меню. «Допустим, сколько раз в неделю убирать в подъезде, какие работы проводить в рамках содержания жилья, а что отнести к текущему ремонту, — объяснила Вепрецкая. — Исходя из возможностей каждый дом выбирает по меню набор услуг. Таким образом формируется плата за содержание жилья».
За повышение прозрачности расчетов в ЖКХ власть бьется не первый год, напомнила Светлана Разворотнева. Но по-прежнему далеко не везде люди знают, что за их деньги им обязана делать УК. Поэтому депутат предложила в квитанциях отдельной строкой вписать пункт «текущий ремонт», ведь именно из этой суммы оплачивают первоочередные нужды дома и проводят улучшения.
«Содержание жилья — это набор повторяющихся услуг, информация о них должна быть в договоре обслуживания дома, а текущий ремонт — это каждый раз что-то новое, поэтому, если сделать его отдельным пунктом, он станет понятнее и прозрачнее», — заключила Разворотнева.