Найти в Дзене

Советские музыканты уходят в отрыв! Восемь жемчужин психоделии родом из СССР

Вряд ли какую-то музыку, изданную в СССР, можно с полным правом назвать психоделической. Но эта визионерская форма самовыражения не могла не влиять на отечественных музыкантов! И тогда вырастали невиданные цветы... Алексей Мажуков «Причитание» (1973) Композитор и дирижёр Алексей Мажуков работал среди прочих с Муслимом Магомаевым и Ниной Бродской, но иногда позволял себе сольные эксперименты с фанком и психоделией. Как в случае с «Причитанием» — довольно экспериментальным сочинением для второй стороны пластинки «Песни / Оркестровые пьесы». «Орэра» «Горы, горы» (1974) Этот номер грузинского ВИА «Орэра» увлекает воображение куда-то в небесные выси. А горы всё выше, а горы всё круче, а горы уходят под самые тучи... Синтезаторные вихри в творении композитора Важи Азарашвили создают ощущение полёта над вершинами Кавказа. Давид Тухманов «Сердце мое, сердце» (1976) Стихи Иоганна Вольфганга Гёте получили рок-аранжировку и отменное исполнение от Александра Лермана, вокальной группы «Добры молодц
Оглавление

Вряд ли какую-то музыку, изданную в СССР, можно с полным правом назвать психоделической. Но эта визионерская форма самовыражения не могла не влиять на отечественных музыкантов! И тогда вырастали невиданные цветы...

Алексей Мажуков «Причитание» (1973)

Композитор и дирижёр Алексей Мажуков работал среди прочих с Муслимом Магомаевым и Ниной Бродской, но иногда позволял себе сольные эксперименты с фанком и психоделией. Как в случае с «Причитанием» — довольно экспериментальным сочинением для второй стороны пластинки «Песни / Оркестровые пьесы».

«Орэра» «Горы, горы» (1974)

Этот номер грузинского ВИА «Орэра» увлекает воображение куда-то в небесные выси. А горы всё выше, а горы всё круче, а горы уходят под самые тучи... Синтезаторные вихри в творении композитора Важи Азарашвили создают ощущение полёта над вершинами Кавказа.

Давид Тухманов «Сердце мое, сердце» (1976)

Стихи Иоганна Вольфганга Гёте получили рок-аранжировку и отменное исполнение от Александра Лермана, вокальной группы «Добры молодцы» и ритм-секции ВИА «Верные друзья». Классика!

ВИА «Дос-Мукасан» «Бетпак дала» (1976)

Слушая этот семиминутный эпос, пронизанный духом Северной Голодной степи, можно подумать, что «Дос-Мукасан» — казахские The Doors. Можно представить, какое впечатление производили подобные эксперименты на публику 1970-х! Особенно когда «Бетпак дала» звучала на концерте минут по пятнадцать. Работа гитариста Мурата Кусаинова стала манифестом группы — и уникальным примером советской психоделии с национальным акцентом.

Nora Bumbiere, Viktors Lapčenoks «Lapsenes Nāve» (1978)

Драматичная вещь! Латвийский певец Виктор Лапченок поверх громового бита с духовой секцией размышляет о смерти осы. Оса мертва! Спит себе на солнце — и умирает. А мы, люди, даже не задумываемся, откуда она взялась. И даже смерть осе не принадлежит.

«Песняры» «Крик птицы» (1978)

По-моему, это шедевр! Поэт Юрий Рыбчинский написал «Крик птицы» во время службы в армии под впечатлением от трагедии на личном фронте: его девушка вышла за другого. Владимир Мулявин долго не записывал эту песню на пластинку, чтобы сохранить интригу для концертов. Говорят, живьём «Крик птицы» звучала куда круче. Но и запись этого семиминутного эпоса сублимированной обиды впечатляет!

ВИА «Апельсин» «Тоска» (1978)

Эстонская банда «Апельсин» была известна юмористическими мелодиями, которые исполнялись с непроницаемо серьёзными лицами. Но здесь музыканты позволили себе предаться меланхолии — и записали мечтательную, светлую инструментальную композицию. Но не тоскливую вовсе, кстати, несмотря на название.

ВИА «Голубые гитары» «Песенка волка» (1979)

Советский ответ Uriah Heep? Мощная рок-раскачка от «Голубых гитар» с вокалом Игоря Офицерова — крик отчаяния и ненависти пополам с любовью. Вообще слышать в советской песне слова «Ненавижу тебя, ненавижу» — довольно психоделический опыт. Панк, право-слово!

#музыка #ссср #история #культура #искусство