Найти тему
Жить с интересом

Кунг-фу ушу. Чи-сао "Обезьяны".

Уже давно Учителем предложено в филиалах Школы "Тигра-Дракона" подготовить 10 мастеров начального уровня, до блеска отработавших Комбинации № 13 и 33, чтобы он им одновременно передал очередную, третью Комбинацию стиля "Обезьяны" - № 73 или 83, из 6 имеющихся в Школе. Для этого есть предложение в отдельных группах сосредоточиться на освоении только этого стиля. Третий по сложности стиль, "Обезьяна" сложна своей акробатикой и начало ее изучения предпочтительно в детско-юношеском возрасте.

Подробному описанию базовой техники "Обезьяны", специальным подготовкам, отработке боевой акробатики, и Комбинации № 13 отведен 3 том, и стоило бы посвятить отдельные статьи. В филиалах эти знания уже есть и нарабатываются. А вот запрет на передачу парных практик тем, кто не отработал 7 "Фынов" ограничивает желающих осваивать липнущие руки этого стиля. Старшие же инструкторы Школы подчеркивают, что чи-сао "Обезьяны" очень оригинальны и интересны. По текстовому описанию, без видео и фото понять практику смогут только опытные и особо напористые, поэтому и решили выставить ее во всеобщий доступ.

Начнем с главных принципов. У "Обезьяны" длинные руки. Все хватает и тянет к себе. Наносит расслабленные удары без включения суставных замков. Слегка сгорблена. Очень подвижны голова и корпус на вращения и уклонения. Короткие ноги, поэтому удары ногами без выдвижения таза, резкие и взрывные. Относясь к стихии воды, "Обезьяна", как вода мягка и податлива, а главная ее эмоция - страх, испуг.

-2

Базовая техника необходимая для работы чи-сао: основная позиция нэко аси дачи (пах закрыт), узкие киба дачи, дзенкуцу дачи и коса дачи. Руки в боевом положении, расслабленные кисти направлены вперед. 5 положений кистей: горизонтальные - параллельны плечам, передняя спереди, передняя сзади, вертикальные - передняя над задней и задняя над передней. 18-ю направлениями круговых вращений кистями по 9 кругам прорабатывается пространство перед собой.

6 базовых блоков по звезде, нарисуйте схему для правой руки - Вам будет легче разобраться:

1. (Огонь) аге какуто уке с возможным обводом вокруг головы на себя (на самом деле подвижная голова подныривает под свою руку).

2. (Вода) какуто (почесать разноименный бок), кейсё, тэйсё сото гедан, зацеп внутрь.

3. (Земля) удэ (пальцами от себя), какуто (пальцами внутрь), учи (ладонью к себе) уке (почесать одноименное ухо) с возможным обводом вокруг головы внутрь (подвижная голова подныривает под свою руку).

4. (Дерево) нагаси, какуто (почесать разноименное ухо) сото уке (пальцами внутрь или ладонью к себе).

5. (Металл) гедан барай (почесать одноименный бок) 2 зацепа наружу ладонью вверх.

6. (Пустота, середина звезды) кейсё, тэйсё отоси уке.

-3

5 основных направлений ударов руками - прямой, боковой, снизу, сверху и наотмашь. "Обезьяна" атакует тылом расслабленной ладони, ладонью, хиракеном, сейкеном, уракеном и тэцуй. Ударная связка хайсу-кейсё и уракен-сейкен отрабатывается по 8 направлениям знака бесконечности и горизонтали, чтобы понять смотрим на рисунок Розы Ветров. Часто используется рывковый, взрывной прямой кулаком, как камень на веревке, прямого сейкен чоку цуки с пояса у "Обезьяны" нет.

Начиная с работы в паре приклеиванием одной руки одноименными запястьями или разноименными, сначала ведущий 5 минут медленно выполняет различные движения и простые атаки. Задача следящего не позволить отклеиться, разорвать контакт, мягко отводить удары не далеко от себя, и не сопротивляться например боковому в голову, не останавливать, не бороться, а перенаправлять силу, уклоняться, уходить, "утекать" из под удара. Через год-два приклеивание производится уже двумя запястьями к двум рукам. Задача научится отводить даже быстрые удары и не отклеиваться при любых резких движениях в любых направлениях.

-4

Для полноценного и скорейшего освоения, помимо прямых ударов, медленно учимся сопровождать и мягко отводить удары по 4 круговым траекториям: горизонтальным, вертикальным, 2 диагональным и 5 кругом спереди (циферблат часов) их объединяем. Блокируемся и тут же сохраняя траекторию контратакуем. Особенно сложна такая защита от бокового удара маваси цуки, он может быть остановлен согнутой рукой поднятой сбоку (локтем вперед), зацеплен удэ уке и опущен вниз, или поднят вверх 3 блоком (чтобы понять нужно попробовать). Позже можно работать зациклено, поочередно, обоюдно, уделяя на каждую связку по 10 занятий.

Далее в более свободную работу добавляются захваты (и за рукава в том числе), удары локтем, с осторожностью удары по рукам, и 3 двойных блока Бушендо "Обезьяны". 1 - 2 одновременных нагаси уке на 2 уровнях, 2 - прямой в лицо гладим на себя к уху ладонью и потом тыльной стороной ладони, 3 - прямой в живот гладим на себя к боку, тыльной стороной передней ладони и потом тыльной стороной задней ладони.

-5

Позже, еще для разнообразия можно добавить удары ногами: коленом вперед и сбоку, кин гери подъемом в пах и тут же скольжением стопы вниз по бедру давление-толчок-удар ребром и внутренним ребром в колено изнутри и снаружи, и зацепы стопой развернутой внутрь и наружу - под колено изнутри и снаружи, и комбинированные варианты (осторожно с менисками колена), мае гери коси, сокуто и тэйсоку - в низ живота и паховые складки.

Использованная японская терминология: нэко аси дачи - касаться носком пола спереди, киба дачи - сидящий на лошади, дзенкуцу дачи - толкающий что-то спереди, коса дачи - скрестный шаг после "Шага Обезьяны", аге - вверх, какуто - верх изогнутого запястья, уке - блок, кейсё - ладонь, тэйсё - пятка ладони, сото - внутрь, гедан - на нижнем уровне, удэ - блок наружу ладонью от себя, учи - блок наружу ладонью к себе, нагаси - тереть ладонью, барай - выметать наружу, отоси - вниз, хиракен - плоский кулак, сейкен - кулак спереди, уракен - зубья обратной стороны кулака, тэцуй - низ кулака, хайсу - обратная сторона ладони, сейкен чоку цуки - прямой вперед с вращением кулака, маваси - по кругу, кин - пах, гери - удар ногой, мае - вперед, коси - подушка под пальцами, сокуто - внешнее ребро стопы, тэйсоку - внутреннее ребро стопы.

По наставлениям Московского мастера стиля "Обезьяны" Олега Самойлова, передавшего эту практику - они отрабатывали ее 5 лет, уделяя липнущим рукам по половине 2-хчасовой тренировки. Это у них называлось "походить на руках". При спаррингах с Самойловым, при достаточной дистанции он тут же мягко приклеивался к запястьям обеих рук, освободиться от которых было невозможно, как резко ни маши руками в любых направлениях. Отклеивался только если отпрыгнуть. Все резкие удары, как магнитным полем отводились в стороны. И, на долю секунды разрывая контакт, мягко нахлестывал тылом ладони, ладонью и несжатым кулаком (внутри пустота с куриное яйцо) по щекам и губам.

Руководитель Самарского филиала Школы гун-фу "Тигра-Дракона" Сергей Селивёрстов