Найти в Дзене
ВОЕНВЕД

Уклонисты в мобилизацию 1941 года

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. И в этот же день в советские военкоматы потянулись массы добровольцев, желающих попасть на фронт. Наталья Малышева вспоминает: "Как только из репродукторов голос Левитана сообщил о начале войны, я с друзьями-студентами по авиационному институту побежала по военным академиям. Мы требовали и умоляли перевести к ним из нашего института: чтобы быстро получить нужную армии специальность и — на фронт. Но только одному из нашей компании это удалось, и только потому, что у него отец был командиром Красной Армии". В итоге, Малышева добилась своего и попала в дивизионную разведку. С 23 июня 1941 года в РККА стали выдавать мобилизационные предписания военнообязанным от 1905 по 1918 год рождения включительно. За июнь и июль 1941 года в Советском Союзе была проведена всеобщая и полная мобилизация мужчин и частичная — женщин. Если по закону об обязательной военной службе от 1925 года запрещалось призывать "лиц эксплуататорских классов", то ес

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. И в этот же день в советские военкоматы потянулись массы добровольцев, желающих попасть на фронт.

Наталья Малышева вспоминает:

"Как только из репродукторов голос Левитана сообщил о начале войны, я с друзьями-студентами по авиационному институту побежала по военным академиям. Мы требовали и умоляли перевести к ним из нашего института: чтобы быстро получить нужную армии специальность и — на фронт. Но только одному из нашей компании это удалось, и только потому, что у него отец был командиром Красной Армии".

В итоге, Малышева добилась своего и попала в дивизионную разведку.

С 23 июня 1941 года в РККА стали выдавать мобилизационные предписания военнообязанным от 1905 по 1918 год рождения включительно.

Источник: https://www.rubaltic.ru/
Источник: https://www.rubaltic.ru/

За июнь и июль 1941 года в Советском Союзе была проведена всеобщая и полная мобилизация мужчин и частичная — женщин. Если по закону об обязательной военной службе от 1925 года запрещалось призывать "лиц эксплуататорских классов", то есть детей бывших дворян, купцов, офицеров старой армии, священников, фабрикантов, а также казаков и кулаков, то уже в 1939 году классовые ограничения были сняты, а казаки были реабилитированы для РККА еще в 1935 году.

Только за первые восемь дней всеобщей мобилизации в Красную армию были призваны 5,3 млн. человек (а численность РККА на 22 июня 1941 года составляла 5,4 млн. человек). То есть мобилизация, только в первые дни войны, выставила на защиту страны вторую по размерам Красную армию.

Источник: victory.rusarchives.ru
Источник: victory.rusarchives.ru

Но были и такие граждане, которые не горели в патриотическом порыве исполнить свой гражданский долг. В страхе за свою жизнь, они всеми силами старались избежать фронта. Все остальные причины: ненависть к советской власти, антисоветские настроения, недовольство бюрократическим произволом, мировоззренческие и религиозные мотивы являлись, в большей степени, самооправдательными.

Уклонисты не были массовым явлением, но и единичными эти случаи назвать нельзя. Первый случай дезертирства произошел еще 1 июля 1941 года на Оренбургской железной дороге, когда призывник выпрыгнул из эшелона, следовавшего на фронт. И тут нужно различать уклонистов и дезертиров. Дезертиры это те военнообязанные, которые получили на руки повестки, отправились в войска и сбежали из частей, уклонисты, соответственно, избежали почетной обязанности по получению повесток.

Источник: vakin.livejournal.com
Источник: vakin.livejournal.com

Только за вторую половину 1941 года органы НКВД арестовали порядка 710 тыс. дезертиров и около 70 тыс. уклонистов. В книге "Все для фронта?" авторы Д. Дёгтев и М. Зефиров утверждают, что за все годы Великой Отечественной войны количество дезертиров составило 1,7 миллионов человек, а уклонистов — 2,5 миллиона.

Уже 4 июля 1941 года во все городские и районные отделы и отделения НКВД было разослано специальное Письмо наркома НКВД СССР, в котором предлагалось с помощью военкоматов, военно-учетных столов милиции и сельских советов устанавливать лиц, уклонявшихся от призыва в Красную армию и Военно-морской флот, принимая срочные меры к их розыску и задержанию.

Письмо также указывало на возможность появления дезертиров с фронта, из воинских частей, предлагая незамедлительно организовывать проверку и выявлять подозрительных лиц в людных местах.

Источник: newsland.com
Источник: newsland.com

Уклонистов и дезертиров "вычесывали" во время проверок их мест проживания. Так, в апреле 1943 года при осмотре сараев в одной из деревень, милиционеры Узбекской ССР спугнули в стайке стадо баранов, кроме одного — завернутого в баранью шкуру спящего дезертира. А уклонист Инамов более года скрывался от мобилизации в гнезде аиста.

Одним из эффективных способов по поимке уклонистов являлась перерегистрация военнообязанных. Военкоматы поднимали списки военнообязанных по годам рождения и проверяли наличие этих людей, законность присвоения им "брони".

Самую большую и массовую операцию по поимке дезертиров и уклонистов органы внутренних дел, совместно с военными, провели осенью 1944 года. Тогда было арестовано более 170 тыс. беглецов, из них 104 тысячи отправлено на передовую.

Следует сказать, что некоторые призывники стали уклонистами поневоле. Они получили на руки моб.предписания, но не успели убыть на фронт, так как немецкое наступление лета 1941 года было стремительным и наши территории оказались под оккупацией. Часть призывников разбежалось, когда гитлеровской авиацией были разбиты их эшелоны, следовавшие на фронт. После освобождения этих территорий СССР большинство из военнообязанных снова призвали в РККА.