Если Вы следите за материалами блога или в просто интересуетесь историей отечественного кино, то знаете, что в Калининградской области долгое время большую часть снимаемых фильмов составляли картины на военную тему.
Однако к началу 70-х годов режиссёры и сценаристы СССР всё больше и больше стали обращать внимание и на повседневную жизнь самого западного региона страны, без отсылки на его прошлое.
Вот и фильм "Первый рейс", который снимали на реке Неман, в первую очередь в городе Советске Калининградской области, из этой компании. Есть в фильме и немного Калининграда. Ну почти Калининграда. Но об этом чуть ниже.
Я вообще даже немного удивлён, как это до сих пор администрация Советска и все многочисленные региональные деятели в сфере культуры, истории и туризма обходят стороной столь знаковый и во многом символичный для города фильм.
Ведь в нём собран прекрасный, я бы даже сказал крутейший актёрский состав, в нём отлично сохранилась атмосфера именно того, уже ушедшего от нас периода. И в добавок, в фильме "Первый рейс" много видов и жанровых сцен из настоящего - советского Советска. Но обо всём по порядку.
По факту это производственная драма, повествующая нам о приключениях учащегося Рыбинского речного училища Николая Лошкарёва, который проходит летную практику на буксире "Богатырь".
Вот такой вроде бы простой и незатейливый сюжет. Но сколько в кинокартине тепла, житейской мудрости и доброты. Фильм на киностудии "Ленфильм" сняла выпускница ВГИК режиссёр Шахмалиева Аян в 1976 году.
Главную роль в картине сыграл маститый Борис Андреев, создав на экране образ настоящего речного волка - капитана буксира Дмитрия Ивановича Белоусова. Борис Фёдорович ранее уже дважды снимался в Калининградской области, и вот почти на закате своей карьеры он вернулся в место своей актёрской молодости.
Знаковой и одной из самых запоминающихся работ актёра является роль Ильи Муромца в одноимённом фильме - сказке 1956 года. Образ русского былинного богатыря удачно совпал с внешностью и характером артиста.
Роль практиканта Николая сыграл начинающий актёр, тогда ещё студент Щукинского училища Михаил Васьков.
Двух других членов экипажа буксира "Богатырь" сыграли актёры Гедиминас Пранцкунас и Олег Анофриев. Да, это тот самый Анофриев, голосом которого поют герои многих советских мультфильмов, в том числе почти все в "Бременских музыкантах" - "Ох рано, встаёт охрана!"
Вот собственно и ответ на немой вопрос, вынесенный в заголовок статьи. Андреев и Анофриев на съёмках фильма "Первый рейс" в Советске сыграли членов одного речного экипажа, причём открытых антагонистов - капитана и матроса.
Кстати, автором сценария к фильму является известный калининградский писатель, драматург, журналист и киносценарист Вольф Долгий. За свою долгую и насыщенную жизнь он успел поработать и первым помощником капитана.
Возможно именно поэтому и в книге В. Долгого и в самой картине "Первый рейс" так и точно и правдиво передана жизнь речного экипажа, с его трудовыми хлопотами, заботами и скромными житейскими радостями.
И вероятно не случайно, что калининградец Долгий, как сценарист предложил Аян Шахмалиевой снимать картину в Советске.
Ведь многие десятилетия одной из крупнейших организаций в этом калининградском городе был речной порт Советск. С его большим флотом барж, буксиров, скоростных пассажирских "Ракет" и уютных катеров "Заря".
А частокол из стрел портовых кранов «Ганц» долгие годы формировал городской силуэт при въезде в Советск со стороны Литвы.
Порт кроме важной хозяйственной роли в жизни региона значительно влиял и на культурную жизнь всей Калининградской области. Именно в Советске, каждый год в первое воскресенье июля с большим размахом отмечался День речника. Так советчане называли профессиональный праздник работников морского и речного флота. На набережной Советска собирались тысячи людей, приезжавших на праздник со всех городов области и соседней Литвы и встречали Нептуна, который был одним из знаковых фигур этого весёлого действа.
И насколько я слышал, Нептун купался в бассейне, наполненном пивом Советского пивзавода. Вот это я понимаю - дружить домами) Хотя возможно это всего лишь красивая байка.
После такого исторического экскурса, поясняющего почему именно Советск выступил сценой для производства фильма "Первый рейс", предлагаю прогуляться по местам съёмок.
В одном из начальных эпизодов, когда практикант Колька только подымается на борт буксира, нам на пару секунд показывают изящный, почти белоснежный мост.
Это самая северная точка Калининградской области, место, где красавец Неман разделяется на несколько рукавов, а самый левый из них, Скирвит, является для российского региона последним, пограничным рубежом. По литовски название реки так и означает Северная. Парящий над водой мост ведёт в литовский посёлок Русне, что расположен на островах в дельте Немана между его рукавами Скирвит и Атмата. Литовская Венеция. Красивое и очень рыбное место.
Далее по мере развития сюжета картины мы видим много сцен из жизни речников и панорамы реки Неман. Как русского берега, так и литовского. Где какой понять сложно, да и без разницы, мы ведь тогда были одной страной.
Благополучно преодолев все трудности рейса и прибыв в порт назначения, экипаж расстаётся. И пусть зрителя не смущает надпись на пирсе "Заречинск". По факту роль портового города сыграл Советск.
Вот, баржа и буксир пришвартованы в непосредственной близости от моста королевы Луизы, его опоры хорошо видны в кадре.
В действительности грузовые суда в этом месте не пришвартовывались, трапы 1,2 и 3 всегда использовались для погрузки пассажиров на "Ракеты" и "Зарю".
Проход баржи под мостом
Пассажирку Машу, по которой весь рейс сох практикант Коля, галантно вызывается проводить матрос Витас. В этой сцене мы видим фрагмент набережной Советска и строящуюся первую двенадцатиэтажку, которая впоследствии получит адрес ул. Победы, 44.
Настоящая история города в кадре!
Да, в 1976 году эти три высотных дома, создавшие узнаваемый силуэт Советска для въезжающих со стороны Литвы путешественников только начинали строить.
Попала в кадр и широкая лестница с отделанным красным кирпичом южным устоем моста королевы Луизы. Через 2 года, в 1978 году на этом самом месте будут сниматься не менее известные артисты - Андрей Миронов, Александр Ширвиндт и Михаил Державин.
Тем временем фильм "Первый рейс" продолжает показывать нам Советск. Капитан ведёт практиканта к себе домой и мы попеременно видим то старые дома на ул. Искры, то новостройки на ул. Шевченко.
Те кто знает Советск поймут, что после первой сцены в городе герои развернулись и пошли по улице Искры в обратную сторону. Но что не сделаешь для эффектного кадра.
Вот как выглядит эта пятиэтажка в наши дни:
Квартира капитана Дмитрия Ивановича волей сценариста и режиссёра оказалась расположена в простой пятиэтажке. В её роли выступил дом по улице Баумана, 12.
И номер дома и название улицы неплохо читаются в кадре. Уверен, и в наши дни в этом подъезде еще живут советчане, кто застал и помнит Бориса Андреева у себя в подъезде. Делать современные фотографии дома я не стал, ибо его внешний вид практически не изменился. Даже и не знаю, хорошо это или плохо.
Финал у картины жизненный и очень мудрый, хоть и грустный. Сдав своего "Богатыря" на металлолом, старый капитан и молодой практикант вместе медленно идут по дороге. Дороге жизни. И каждый из них получил за короткий рейс своё. Один - бесценный опыт от мудрого и достойного человека, другой - понимание, что жизнь не заканчивается и рядом выросла достойная смена.
Снимали эту художественную метафору в самом центре Советска на берегу Немана, на так называемом "затоне", а также непосредственно в порту.
Лично для меня это самый грустный момент при просмотре фильма. Ведь в отличие от героев картины, живших в 1976 году, у нас на дворе 20-е годы 21 века. И нет уже ни ЖБИ, ни пивзавода, ни СМУ-6, ни мукомольного завода, мимо которых герои фильма проходят в этой финальной сцене. Нет и самого порта Советск. Его корабли, баржи, нефтебаза и краны после развала мощной страны стали не нужны и давно проданы или порезаны на металлолом, как и демонтированные рельсы. Грустно и печально всё это. По сути фильм "Первый рейс" - это единственное свидетельство того, что когда-то на берегах Немана бурлила жизнь.
Да, в то время экономике Советска хватало средств и возможностей и на строительство новых домов, и на ремонт старых.
До наших дней дожить повезло только Советскому мясокомбинату, по железнодорожной ветке которого, вдоль берега реки идут главные герои. Это тот самый, на бортах грузовичков которого есть рекламный слоган "Советуем - Советскую".
Вот это место крупным планом:
В ходе неспешной финальной прогулки двух героев попадает в кадр и довоенное здание портового склада, а также северная часть моста королевы Луизы (листайте галерею).
Вот вид на склад со стороны променада.
Финальные кадры на фоне титров показывают нам непосредственно порт Советск. Исполинские краны и уходящие вдаль железнодорожные пути. Мда. Было время.
В наши дни на этом месте прогулочная набережная Советска.
А вот так порт Советск выглядел на момент съёмки фильма "Первый рейс":
Внимательный читатель возможно спросит - "А где же анонсированный Калининград?" Снимали в фильме "Первый рейс" и Калининград. Точнее его морской рыбный порт.
Это тоже финальные кадры фильма, эпизод, в котором старый буксир ведут к причалу для последующей разделки на металлолом. Они смонтированы с кадрами, снятыми в Советске.
В этих кадрах можно узнать и некоторые корабли калининградского морского флота. Вот, например, "Астероид".
Это крупное рыболовное судно с бортовым № KB-7168 проекта Atlantik-II, было построено в ГДР по заказу Советского Союза. На момент съёмки фильма было приписано к предприятию "Запрыбпромразведка". Порезано на металл в 1999 году. Вот тут на фото оно еще молодцом.
Или вот главный герой Колька на фоне другого исполина - "Ахтарский лиман".
Судно № КТ-0828 также было построено в Германии в 1968 году, но входило в состав рефрижераторного флота "Мортрансфлот". Списано в 1994. Вот как выглядел этот красавец:
Встречается в фильме и этот пассажирский красавец - "Красногвардеец".
С учётом того, что теплоход ходил по маршруту Ленинград - Ярославль, эти кадры точно сняты не в Калининградской области, а возможно где-то в районе Рыбинска. В фильме есть и несколько других сцен, снятых не в Калининграде.
Кстати, этот теплоход проекта 646 тоже был построен в ГДР - в 1955 году и он один из немногих, кто трижды менял название. Начинал он свою службу как "Радищев", а закончил уже как «Сергей Орлов». В 1980 году этот корабль второй раз попал в кино, по сути став главным героем в детективном фильме "Два долгих гудка в тумане".
Вот такой в этот раз получился рассказ об Илье Муромце, Трубадуре и их визите в славный и трудолюбивый Советск.
В этой связи хочется предложить властям города, деятелям в сфере культуры и туризма обращать иногда внимание на интересные факты и эпизоды нашей собственной истории. На мой взгляд неплохим решением стало бы создание скульптурной композиции или памятника речникам по мотивам фильма на месте, где когда-то был порт Советск. Тем более удачный пример такой реализации уже есть.
Скульптура капитана речного буксира в образе Бориса Андреева точно была бы уместна в Советске. А Вы как считаете? Напишите, пожалуйста в комментариях.
Традиционно, маршрут по местам съёмки фильма "Первый рейс" в Советске.
Небольшой ролик со сценами из фильма, где показан Советск и калининградский порт - по этой ссылке.
Для желающих посмотреть сам фильм, ссылка внизу. Посмотреть его я очень рекомендую.
Карточка фильма на сайте "Кино-театр":
Список фильмов, снятых в Калининградской области в период до 1991 года тут.
Приглашаю на профиль канала в Телеграме и ВК. Подписывайтесь, буду рад.
С благодарностью приму от читателей блога любые сведения и факты о съёмках этого и других фильмов в Калининградской области.
Статья подготовлена в информационных и учебных целях для популяризации культурного наследия Калининградской области.
© Материалы данной статьи защищены авторским правом и принадлежат каналу "Снято в Калининграде". Любое их копирование разрешено только с указанием гиперссылки на источник.
#калининград #советск #калининградскаяобласть #кино #борисандреев #история #снятовкалининграде