1166-1167 годы
Польша
В 1166 году, обремененные данями и налогами со стороны наместников польского князя Болеслава IV Кудрявого (правил в 1146-1173 гг.), восстали пруссы. Они не только перебили или изгнали наместников князя Польши, но и обрушились набегами на Хелмскую и Мазовецкую земли, где не ждали ничего подобного, а потому оказались неготовыми к обороне. Эти земли были опустошены, села и города сожжены, большинство населения угнано в рабство. Болеслав Кудрявый с войском опоздал. Когда он прибыл в эти земли, воевать было не с кем. Пруссы ушли к себе.
Расставив гарнизоны вдоль реки Осса, которые бы пресекали или извещали правителя Польши о набегах пруссов, князь Болеслав начал собирать большое войско для широкомасштабной войны с опасным врагом.
В начале лета объединенное войско князей Болеслава Кудрявого, Генриха и Мешко (братьев Болеслава) выступило в поход на пруссов.
Пруссы собрали 16.000 конницы и 10.000 пехоты, но, узнав про несравнимо большую численность польской армии, пришли к выводу, что других шансов отбить вторжение у них пожалуй нет, кроме разве что хитростью.
Проводниками польской армии среди лесов и болот Пруссии были четыре прусса, которые уже много лет жили в Польше, служили князю Болеславу и пользовались у него полным доверием. Пруссы из Пруссии, выведав об этом, направили к этим своим землякам посланца, который обещал пруссам-проводникам большие деньги и полное прощение за все былые прегрешения с возможностью вернуться на Родину. Было также указано на жестокость поляков, которые на своем пути вырезали пруссов поголовно и намеревались превратить всю Пруссию в пустыню.
Проводники согласились помочь землякам и под предлогом, что проведут польскую армию коротким путем в места, где много скота и продовольствия, повели отряды князя Болеслава и его братьев через густые, малозаселенные леса. Вели, пока не завели в топи, покрытые постоянной жижей из ила и тины, в те самые болотистые места, топкие из-за постоянно идущих ливней, где зелёная ряска на поверхности скрывала подлинные бездны трясин, и куда даже местные жители старались не заходить. В такой вот болотистой местности на поляков напали отряды пруссов. Авангард польской армии (им командовал князь Генрих), который вел себя беспечно, не так, как надо вести себя в походе и на войне, был засыпан стрелами и погиб. Потом пруссы издали из луков начинают обстреливать всю армию братьев князей. Попытки польской конницы добраться до врага, заканчиваются тем, что всадники и люди попадают в топкую трясину и тонут в ней. Когда польские отряды авангарда понесли большие потери и расстроились, на них с копьями напали легковооруженные пруссы, и начали добивать уцелевших.
Попытки основных сил польской армии прийти на помощь авангарду также закончились тем, что кони и люди вязли и тонули в мутной трясине. Зловоннаяжижа трясин поглотила куда больше, обременённых оружием людей, чем их пало в бою. Убедившись, что их завели в засаду, польские воины спешились и стали сражаться на твердых участках суши, отражая нападения пруссов, которые окружили польскую армию со всех сторон. В этом бою пал цвет польского рыцарства. Спаслись немногие, те кто шел в арьергарде . Среди них князья Болеслав и Мешко. Тело убитого Генриха, князя Люблинского и Сандомирского поглотила трясина*.
Эта битва предоставила пруссам огромную добычу в виде доспехов и оружия павших, и на многие годы подорвала военную мощь польских княжеств, ввергнув вдов и матерей погибших в большое горе.
* В благодарность Кудрявый отжал его земли, завещанные младшему брату Казимиру (сам Генрих погиб в 36 лет, своих наследников - детей от брака с Евдокией, дочерью галицкого Владимирко Володаревича у него не было).
(Источники: Анналы Седживоя, Длугош, Муриниус)