Найти в Дзене
ШЕСТЬ ОКЕАНОВ

Ледоколу «Ленин» в заливе Цивольки реактор отстреливали, а он при этом только подпрыгнул

В 1959 году советские учёные открыли новую страницу в освоении ядерной энергетики в мирных целях. В этот год ленинградские корабелы передали морякам арктического флота Мурманскому пароходству) первый и единственный в мире атомный ледокол «Ленин». Главную энергетическую установку его составляли три реакторами типа ОК-150, разработанные под руководством академика А.П. Александрова). Первые атомные реакторы не только у нас, но и у американцев имели проблемы с системой охлаждения, и они возникали всё чаще и чаще, проще говоря – «реакторы текли», а это представляло опасность для моряков-эксплуатационников. Относительно энергетической установки ОК-150, что стояла на ледоколе. В ней использовались три водо-водяных ядерных реактора с гетерогенной активной зоной максимальной тепловой мощностью по 90МВт. При этом мощность на гребных валах «Ленина» составляла 44 тысячи л.с. В качестве топлива использовалась двуокись урана со средним обогащением по урану-235 – 5 процентов (загрузка активной зоны п

В 1959 году советские учёные открыли новую страницу в освоении ядерной энергетики в мирных целях. В этот год ленинградские корабелы передали морякам арктического флота Мурманскому пароходству) первый и единственный в мире атомный ледокол «Ленин». Главную энергетическую установку его составляли три реакторами типа ОК-150, разработанные под руководством академика А.П. Александрова). Первые атомные реакторы не только у нас, но и у американцев имели проблемы с системой охлаждения, и они возникали всё чаще и чаще, проще говоря – «реакторы текли», а это представляло опасность для моряков-эксплуатационников.

Первый в мире атомный ледокол «Ленин»
Первый в мире атомный ледокол «Ленин»

Относительно энергетической установки ОК-150, что стояла на ледоколе. В ней использовались три водо-водяных ядерных реактора с гетерогенной активной зоной максимальной тепловой мощностью по 90МВт. При этом мощность на гребных валах «Ленина» составляла 44 тысячи л.с. В качестве топлива использовалась двуокись урана со средним обогащением по урану-235 – 5 процентов (загрузка активной зоны по урану-235 -85 килограммов; замедлителем и теплоносителем являлась вода высокой чистоты (дистилят). Активная зона реактора высотой 1,6 метра и диаметром 1 метр была организована из 219 технологических каналов (7704 ТВЭЛов).

После семи лет активной работы в Арктике (1959-1967) ледокол «Ленин» отлично справлялся с проводкой судов на Севморпути, когда советские учёные решили поставить его на перезарядку реакторов и профилактический ремонт. Последний планировали провести на одном из судозаводов в Мурманске. Уже во время перегрузки одного из уже заглушенных реакторов специалисты совершенно случайно установили, что он «перегрелся» и потому произошло механическое повреждение с деформацией его тепловыделяющих сборок (обрыв части его конструкции). Одновременно возникли и другие неполадки в центральной части реактора. Это обстоятельство сразу же учли.

Атомный ледокол «Ленин» был частым гостем на Диксоне
Атомный ледокол «Ленин» был частым гостем на Диксоне

Ещё через год (1967) при плановой перезарядке реактора ледокола совершенно неожиданно обнаружилась течь 3-го радиоактивного контура. Её попытались устранить, но тщетно. Стали думать, что делать? Тогда же возник очень смелый вариант - полностью заменить энергетическую установку «Ленина» с ОК-150 на совершенно новую – ОК-900, созданную коллективом под руководством всё того же А.П. Александрова.

Это требовало особой квалификации и опыта работающих. Таких в Мурманске не оказалось. Поэтому первым было предложили отбуксировать «Ленина» туда, где его строили – в Ленинград. Но тут же с политических точек зрения стали оглядываться на финских и скандинавских соседей – не вызовёт ли буксировка «Ленина» с неисправной ядерной установкой в Ленинград вдоль берегов Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии отрицательной (протестной) реакции? Снова задумались. И в ЦК КПСС, и в МИДе, и в Министерстве обороны СССР. Спустя некоторое время, всё же решили отбуксировать «Ленина» в Северодвинск, где уже находился крупнейший в стране судоремонтный завод, работавший с военными кораблями, оснащёнными ядерной энергетикой – «Звёздочка».

Мурманский спасатель "Капитан Афанасьев"
Мурманский спасатель "Капитан Афанасьев"

Но тут же очередная проблема – в реакторном отсеке ледокола находятся повреждённые реакторы, как людям работать с ними? Требовалось изолировать главный источник возможного радиоактивного заражения. По сведениям международной экологической организации «Беллуна», три списанных реактора «Ленина» обладали в те годы суммарной активностью реакторов –150000 Ки. Это серьёзные цифры! Вопрос решали несколько недель. Специалисты военной науки, учёные Института имени Курчатова, судоремонтники предложили оригинальное техническое решение – что называется - «отстрелить» реакторный отсек ледокола, чтобы, как в те годы было принято во всём мире - затопить радиоактивно опасные объекты в отдалённом полигоне моря.

Технология операции заключалась в следующем: в плавучем доке завода очень тяжёлый по своей массе реакторный отсек сначала вырезали из корпуса корабля. Но! Рабочие не удалили отсек, а снова, по выражению сварщиков - «прихватили» его на прочные временные соединения с корпусом. Эта рискованная и ответственная задумка требовала ювелирной точности во всём – и в технических расчётах, и в самом исполнении работ, ведь прочно «прихватить» предстояло конструкции корабля, которого затем надлежало достаточно продолжительное время буксировать, возможно штормовым морем! Но люди справились.

Затем своё слово сказали минёры-пиротехники, специалисты по взрывам направленного действия. В местах временных «прихваток» они заложили свои пороховые заряды, соединённые в единую цепь. Причём, все они должны были сработать практически одновременно, с точностью до долей секунды! Это тоже был виртуозный расчёт.

Атомный ледокол «Ленин» на северодвинской верфи «Звёздочка»
Атомный ледокол «Ленин» на северодвинской верфи «Звёздочка»

Сохранились воспоминания Германа Дмитриевича Буркова – капитана-наставника Мурманского морского пароходства, которому в тот год довелось летать на самолёте Ил-14 ледовой разведки, чтобы выбрать подходящую бухту безо льда, где можно было бы «отстрелить» отслужившие свой век реакторы атомного ледокола «Ленин». В частности, он пишет (цитата):

- Искали её довольно долго, но такую всё же нашли – новоземельский залив Цивольки ((74'46’’4 северной и 58’ 37’’3 восточной). Туда мурманский спасатель «Капитан Афанасьев» со специальным сопровождающим «эскортом» вспомогательных судов и прибуксировал ледокол. Здесь атомоход «Ленин» поставили на якорь, люди всё ещё раз проверили и точно в означенное время пиротехники замкнули электрическую цепь пороховых зарядов.

Ещё один свидетель любопытной и ответственной операции Николай Дмитриевич Божедомов оказался тот день на одном из военных судов, шедших в эскорте за «Капитаном Афанасьевым».

Ледокол "Ленин" в Мурманске
Ледокол "Ленин" в Мурманске

Как рассказывали Герман Дмитриевич, Николай Дмитриевич и другие очевидцы – буквально все находились в волнительном предчувствии. Но практически ничего сверхъестественного не произошло: когда сработали заряды, корпус ледокола в считанные секунды достаточно зримо вздрогнул и даже как будто бы «подпрыгнул» буквально на метр-полтора или чуть более, и закачался на волнах залива. Блестящая профессиональная операция! Опасные реакторы «Ленина» (общим весом 3.500 тонн) навсегда легли на морское дно на глубине 40-50 метров.

12 декабря 1967 года на Белом море уже стоял лёд, но «облегчённого» «Ленина», уже лишённого тяжелых реакторов, отважились прибуксировать и поставить к причалу северодвинского предприятия «Звёздочка». Здесь и тогда, собственно, началась знаменитая «ленинская эпопея» по ремонту и модернизации ледокола, которая длилась около трёх лет и стала сегодня одной из ярчайших страниц в летописи не только предприятия «Звёздочка», но и Северодвинска.

22 апреля 1970-го в День рождения В.И. Ленина на борту атомохода в Северодвинске была запущена новейшая энергетическая установка ОК-900. С ней первый в мире атомный ледокол успешно проходил затем вплоть до своего списания на заслуженный отдых в 1989 году. Сегодня первый в мире атомный ледокол «Ленин» пришвартован у пассажирского причала Мурманского морского пароходства и на нём работает музей.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.