Водительские права скоро можно будет не брать с собой: ГИБДД совместно с Минцифры с 1 октября запускают эксперимент, в рамках которого автомобилисты смогут предъявлять инспектору на проверку электронную версию прав вместо пластиковой карточки. Для этого на смартфоне водитель должен будет зайти в приложение «Госуслуги Авто» и сгенерировать QR-код по загруженным ранее документам. Инспектор сможет отсканировать данные и проверить водительское удостоверение по базе ГИБДД.
Возможность предъявить электронные права вместо реального документа будет доступна в тестовом режиме до конца 2022 года. При этом, несмотря на эксперимент, автомобилисты всё равно обязаны иметь при себе реальный документ — для ручной проверки при сбоях и ошибках. Если эксперимент окажется удачным, водителям разрешат не возить права с собой. Для этого в ПДД закрепят определение электронных прав. Ожидается, что это произойдёт сразу после отмены моратория на изменения в ПДД, который сейчас активно обсуждается правительством и может вступить в силу со дня на день.
Как заявил руководитель Госавтоинспекции Михаил Черников, ГИБДД совместно с Минцифры планируют до конца года доработать полный перевод водительского удостоверения в электронный вид. «Пользоваться электронным водительским удостоверением с 1 октября можно будет в экспериментальном режиме. Чтобы электронный документ стал в полной мере законным, сейчас готовятся необходимые поправки в ПДД. Ведётся вся необходимая работа для того, чтобы этот сервис стал доступен для водителей по всей стране, в том числе и в режиме офлайн, где нет интернета», — пояснил Черников, выступая на форуме в Казани.
Что такое электронные права и как их получить ?
Электронная версия водительских прав — это набор данных, подтверждающих право управления автомобилем. Любой водитель может загрузить своё удостоверение в приложении «Госуслуги Авто» — для этого необходимо ввести данные с пластиковой карточки удостоверения в формы приложения. Система «Госуслуг» сверит данные и подтвердит подлинность документа.
Как заявлял ранее глава Минцифры Максут Шадаев, внедрение цифровых копий водительского удостоверения ускорит процесс оформления нарушений ПДД и снимет нагрузку по документообороту с автомобилистов. А ещё процедура электронной проверки уменьшит возможности для мошенничества с мнимой потерей прав при их лишении — так как в базах данных ГИБДД будут прописаны все сведения о наложенных ограничениях.
Как ГИБДД будет проверять электронные права ?
Во время проверки инспектор ГИБДД на дороге просто наведёт камеру рабочего планшета на QR-код на экране смартфона водителя и увидит все данные водительских прав. Код генерируется программой «Госуслуги Авто». По мнению разработчиков, подделать данные в приложении невозможно. Если же планшет сотрудника ГИБДД по каким-то причинам не считает QR-код, то инспектор попросит показать реальный документ.
Впрочем, совсем отказываться от физического удостоверения в России не планируют — оно должно выдаваться всем автомобилистам согласно Венской конвенции. Речь идёт только о том, что в какой-то момент «корочку» разрешат не возить с собой. Инспектор по QR-коду сможет на месте убедиться, что у водителя есть действующие права. Это позволит в том числе избежать штрафа в 500 рублей, который водители рискуют получить из-за собственной забывчивости.
Какие ещё документы перевели в электронный оборот ?
В прошлом году в России тестировали возможность предъявления электронного СТС вместо бумажного документа. Электронное свидетельство о регистрации автомобиля также можно загрузить в приложение «Госуслуги Авто» и предъявить в виде QR-кода. Эксперимент проходил по всей стране четыре месяца с конца августа до декабря 2021 года и был признан успешным. Тестирование продлили на неопределённый срок. Несмотря на возможность предъявлять электронные СТС, бумажный документ всё равно требуется возить с собой. Отмена этой нормы станет возможной только после внесения изменений в Правила дорожного движения.
С июля 2022 года «Госуслуги» запустили вариант оформления договора купли-продажи автомобиля через приложение «Госключ», которое генерирует электронную подпись. По мнению разработчиков, такая мера позволяет дополнительно проверять автомобиль и делает сделку более прозрачной. Для того, чтобы оформить договор на «Госуслугах», продавец и покупатель должны иметь подтверждённые аккаунты. Данные об автомобиле также должны быть загружены в программу.
С 1 ноября 2020 года в России перестали оформлять бумажные паспорта транспортного средства. Эти документы полностью перекочевали в электронные базы данных. За два года российские водители привыкли к ЭПТС, бумажные документы остались только у владельцев более старых машин. При этом все выданные ранее бумажные ПТС остаются действительными.
Возможность показывать при проверке электронный полис ОСАГО вместо бумажного аналога стала доступна по всей стране с октября 2019 года. Сам полис можно оформить в электронном виде на сайте страховщика, а сотруднику ГИБДД достаточно показать распечатку, скан-копию или просто номер полиса. При этом распечатанные версии ОСАГО тоже продолжают действовать.
Насколько безопасны электронные права ?
По словам руководителя экспертного центра Probok.net Александра Шумского, полностью электронный документооборот позволяет иметь с собой неограниченное количество документов. А подделать электронные документы очень тяжело.
«Я сторонник всей электронной базы. Потому что люди всегда забывают документы. Забывают продлить права. А если у кого-то две-три машины — документы забыл переложить, и всё, штраф и потерянное время. Если обеспечить сотрудников ГИБДД правильной техникой, планшетами, которые будут проверять эти куар-коды повсеместно, проблем не будет. Ошибки могут быть связаны только с масштабными хакерскими атаками», — уверен Шумский.
Однако не все эксперты настроены оптимистично. Некоторые считают, что есть риски, связанные с безопасностью, а также правовые коллизии. «Формально у нас в стране всё ещё действует иерархия правовых документов. Сперва идут федеральные законы, потом распоряжения правительства, потом ведомственные приказы. В КоАП есть санкция за отсутствие водительского удостоверения. В ПДД есть обязанность предъявить права и СТС. Поэтому формально сотрудники ГИБДД не могут принимать даже электронный полис ОСАГО, только распечатанный. Так написано в ПДД. Здесь мы опять в правовом поле бежим впереди паровоза — ПДД мы ещё не поправили, хотя к этому идёт», — поясняет свою позицию глава Российского автомобильного союза Антон Шапарин.
При этом никаких технических сложностей с проверкой электронных документов эксперт не видит, так как сотрудники ГИБДД и сегодня чаще всего проверяют права водителя через свою информационную систему. А вот к реализации услуги есть вопросы, считает глава РАС. «Лучше интегрировать сервис "Госуслуги Авто" в обычное приложение Госуслуг. Непонятно, для чего нам нужно отдельное приложение. Тем более, что основное приложение с точки зрения безопасности защищено гораздо лучше. Иначе мы рискуем скоро на чёрном рынке увидеть базу пользователей этого приложения, их данные паспортов и прав. Утечки в данной сфере, к сожалению, происходят часто».
Источник(mag.auto.ru)