Найти тему
сергей пантелеев

История древнего Рима. Вторая пуническая война. Битва у Канузия.

Конец 210 года до н. э. был омрачен скандалом. Приближались сроки выбора должностных лиц на следующий год. Но по римским законам руководить комициями мог только консул или диктатор, которого, опять таки, назначить должен был консул. Сенаторы сочли не полезным отвлекать Марцелла, который как тень следовал везде за Ганнибалом.

Основные события противостояния Марцелла и Ганнибала происходили здесь.
Основные события противостояния Марцелла и Ганнибала происходили здесь.

Ввиду этого был призван в Рим его коллега, Левин, хотя тот даже не находился на территории Италии. Левин прибыл в Рим, но ничего не успел сделать. От его помощника, которому Левин передал свои полномочия уезжая в Рим, Марка Валерия Мессалы, пришли известия от того же Мессалы, что в Африке собирается армия для переправы в Италию для поддержки Ганнибала. В этих условия сенат поручил Левину назначить диктатора для проведения выборов, а самому вернуться к своим войскам.

Но возникла заминка. Сенат хотел, чтобы диктатор был назначен здесь и сейчас, и это должен быть Квина Фульвий, Левин же хотел назначить Марка Валерия Мессалу, после того как сам он вернется на Сицилию. Сенат настаивал на своем, И Левин..., просто сбежал в свою провинцию ничего не решив. Сенатор, по всей видимости, здорово на него осерчали. Во всяком случае они тут же отправили письмо Марцеллу, где назвали Левина предателем и предложили Марцеллу назначить диктатором Флакка. Случай беспрецедентный. Марк Клавдий, вероятно, был не мало удивлен, но хотите Флакка, что ж пусть будет Флакк. В состоявшихся выборах в консулы прошли: в пятый раз Квинт Фабий ( Кунктатор) и в четвертый – Квинт Фульвий Флакк.

Марк Клавдий Марцелл. Древнеримская монета.
Марк Клавдий Марцелл. Древнеримская монета.

В мартовские иды 209 года до н.э. они вступили в должности, оба они остались в Италии. Марцел остался командовать теми войсками, которые были у него до этого в ранге проконсула. Фабий решил направить свои усилия на Тарент, справедливо полагая, что лишение этого важного опорного пункта скажется на положении карфагенской армии не лучшим образом. В связи с этим он попросил Марцелла всячески связывать Ганнибала, не позволяя тому идти на Тарент. Что ж, это вполне соответствовало устремлениям самого Клавдия.

Марцелл вышел из своего зимнего лагеря и у Канузия настиг армию Ганнибала. Однако Ганнибал едва узнав о приближении римской армии начал отходить. Местность была открытая, и мест где можно было устроить засад, прием, который так любил карфагенский полководец. Началась игра в кошки- мышки. Ганнибал пытался оторваться, Марцелл настигнуть и завязать бой. И вот под вечер завязался бой, он шел до самой темноты, но не выявил преимущество ни одной стороны. На следующее утро противники вывели свои армии из лагерей и приготовились к сражению.

Описание этого боя у Ливия дано совершенно невразумительно. После двухчасовой рубки правое крыло римской армии (и какой то отборный отряд) начали пятится. Марцелл ввел в бой 18 легион. И тут римские войска побежали. Вам что нибудь понятно? Мне нет. В этой стычке римляне потеряли до трех тысяч солдат четырех центурионов и двух трибунов. Кроме этого были потеряны шесть знамен. Позор получился изрядный.

Но Марцелла все это не остановило. Проведя воспитательную работу (манипулам потерявшим знамена выдан ячмень вместо пшеницы, а их центурионы были поставлены на претории с мечами но бех поясов), на следующие утро он вновь вывел легионы в поле. Бежавшие накануне. были поставлены в первые ряды. Ливий приводит слова Ганнибала:

«Ну и противник! Он не может перенести ни удачи, ни неудачи! Победив, он свирепствует над побежденными; потерпев поражение, он снова бросается в бой».

Сражение длилось без явного перевеса одной из сторон, пока Ганнибал не ввел в бой слонов. Их атака сначала внесла некоторое смятение в ряды римлян, но затем легионеры стали забрасывать животных пилумами. Раненые, взбешенные слоны не слушая своих погонщиков, бросились назад, топча карфагенскую пехоту. В рядах пунийцев началась паника и они побежали, римская конница бросилась следом. Все кто не успел укрыться в лагере остались в поле. Ганнибал потерял восемь тысяч солдат и пять слонов. Впрочем и потери римлян были немалые. На следующий день Ганнибал ушел в Бруттий. Марцелл остался на месте: уставшее войско, а, главное, множество раненых, не позволили ему продолжить преследование Ганнибала.

Уже современники событий давали неоднозначные оценки этому трехдневному противостоянию. Если взять второй и третий день борьбы, то вроде бы 1:1. Народный трибун Публий Бибул в своем обвинении Марцелла говорит о двух поражениях. Формально победа досталась Риму - именно за римской армией осталось поле боя, как говорили наши предки именно Марцелл "стал на костях". При этом не была выполнена задача связать карфагенскую армию и не допустить ее к Таренту. Кроме того армия Марцелла надолго стала небоеспособной. Но при этом те дни, что Марцелл связывал Ганнибала, все же позволили Фабию взять Тарент. Правда обошлось не без везения, или предательства, если хотите. Я сегодня в романтическом настроении, поэтому скажу, что во всем виновата любовь. Но это следующая история.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайки к комментируйте статью, это поможет мне лучше понимать что именно вас интересует и сделать статьи более качественными. Еще раз спасибо за внимание и до новых встреч.