Воспоминания о курсантской юности
Пятый курс, февраль. Позади Новогодние праздники и последний курсантский зимний отпуск. Занятий в этом семестре совсем немного. Вместо них у выпускников два важнейших мероприятия :
- Выезд в войска в действующие части на полуторамесячную стажировку,
- Сдача "госов" и защита дипломов.
Потом выпуск и ... прощай училище! Нужно привыкать к новому статусу, курсант остается в прошлом, ты теперь офицер.
Но все это будет потом. А пока нас ждут в войсках. Через пару недель после зимнего отпуска основной темой на курсе стало обсуждение вероятных мест стажировки. От предыдущего выпуска мы примерно знали куда поедем. Одно было известно на 100%, это будет Владимирская ракетная армия. Вопрос только в том, кого и куда конкретно направят. Режим секретности факультетские командиры и начальники выполняли строго. Только за два дня до отъезда объявили состав команд и адреса воинских частей, куда команды поедут. В нашу попала часть моего и примерно столько же соседнего взвода, всего человек пятнадцать. Ехать нам предстояло в 10-ю Костромскую ракетную дивизию, 1530 ртб. Другим командам достались части в Калужской, Владимирской, Ивановской областях.
Как добирались. В день отъезда собрали солдатские вещмешки-"сидоры". В них только самое необходимое и сухпай на одни сутки. Также полевые сумки с заранее заготовленными планами занятий. Никаких чемоданов, не в дом отдыха едем! Начальником команды назначили подполковника, преподавателя одной из кафедр факультета. При инструктаже он решил показать себя жестким строевиком, действующим исключительно по Уставу. "Ну-ну, посмотрим как ты поведешь себя на месте", - так подумали многие, вспомнив летнюю поездку "по-гражданке" на заводскую практику. Хотя все и без него прекрасно понимали, что следующие полтора месяца предстоит заниматься серьезным делом в действующей части.
До электрички доехали тем же вечером на бортовом тентованном "Урале" с "утепленными дугами". Все-таки февраль на дворе, холодно. За час до отправления поезда "Москва-Кострома" на метро добрались до Ярославского вокзала. По дороге встречались такие же группы старшекурсников с другими погонами и эмблемами. Все ехали в войска. Через шесть часов в общем вагоне почтово-багажного поезда прибыли в Кострому. Там нас уже ждал желтый Пазик с военными номерами. Время шесть утра, темно. Пытались рассмотреть хоть что-нибудь в окна автобуса - бесполезно. Еще час в пути, и мы на месте. Вот она, так называемая "10А площадка" в Сусанино, посреди глухих костромских лесов. Где-то здесь лет триста пятьдесят назад водил отряд поляков и принял смерть легендарный Иван Сусанин, как сейчас его называют "бренд" Костромы.
Где жили. Разместили нашу команду в гостинице. Почему назвали это помещение "гостиницей" не понятно. Ничего общего. Коридор, четыре кубрика с двухярусными панцирными койками на десять человек каждый и санузел с холодной водой в двух кранах. Обшарпанные стены непонятного цвета. Из удобств только по одной электрической розетке в кубрике. И все. Ни телевизора, ни холодильника, даже радиоточки нет. Размещалась эта общага с отдельным входом на первом этаже корпуса брсс. На момент нашего прибытия два кубрика уже были заняты. На пару дней раньше сюда заселились такие же как мы курсанты Ростовского ВВКИУ. Само собой познакомились. Ростовчане приехали на стажировку в трб, а мы в ртб, чему они открыто завидовали. Кто в теме, тот понимает разницу. Соседи привезли с собой проигрыватель грампластинок и за полтора месяца все назубок выучили слова песен. Особенно "Позвони мне, позвони!" из фильма "Карнавал". Вообще на площадке, помимо уже упомянутых трб, ртб, брсс, находились оббо, узел связи, солдатская столовая, котельная, санчасть, военторг, чайная и много чего еще.
Как питались. В солдатской столовой для нас выделили отдельный стол. Это было что-то и требует отдельного описания. Ростовчане сразу предупредили, отношение к курсантам в столовой напрямую зависит от какого подразделения назначен кухонный наряд. Для них, если наряд от трб - все нормально, стол накрыт согласно нормам и раскладкам, алюминиевые тарелки и ложки чистые и выкриков со стороны солдатских столов нет. Если дежурит любое другое подразделение, все меняется с точностью до наоборот. Стол липкий и жирные тарелки, ложек нет совсем, масла и сахара не хватает, куриные яйца в воскресенье оказываются тухлыми. С мест порой слышны выкрики и свист. Так что будьте к этому готовы и ничему не удивляйтесь. Все так и было, с той разницей, если в кухонном наряде находилось подразделение от ртб. В одно из воскресений во время завтрака по этому поводу произошел серьезный конфликт, едва не закончившийся дракой. Мало того, что на столе не хватало продуктов, так еще везде бегали тараканы. Их специально выпустили к нашему приходу, т.к. ни до, ни после в таком количестве их не было. В команде нас было два сержанта. Вдвоем мы пошли искать дежурного по столовой, потребовать от него навести порядок. Им оказался совсем молодой, но наглый прапорщик. Из тех, кто при наличии диплома о средне-техническом образовании, мог через год срочной службы сменить солдатские погоны на две звезды прапорщика. Он в компании нескольких дембелей завтракал в одной из подсобок. В ответ на наше требование раздался смех с похабными комментариями от его корешей. Дембелями занялся второй сержант, кстати, мастер спорта по боксу. Он сказал им пару ласковых. Посмотрев на его руки, они поняли свою ошибку и начали складывать в пакет продукты со стола. А я отвел прапорщика в сторону. Без поддержки корешей он сменил тактику : "Как Вы разговариваете со старшим по званию, товарищ сержант!" На что я ему ответил : "Через несколько месяцев я вернусь сюда. Только уже с погонами лейтенанта. И тогда лично Вам, дорогой мой товарищ прапорщик, наступит п....ц, обещаю!" Несколько дней было все в норме. А потом опять вернулось к прежнему. Что интересно, в столовой был отдельный т.н. "офицерский" зал со столами на четверых, тарелками из нержавейки и нормальными стаканами. Туда ходили все дежурные офицеры и прапорщики и обедали приехавшие на службу из Костромы. Мы задавали вопрос о столовой командованию ртб. Ответили, такой порядок установил полковник, начальник трб, как старший на площадке. Курсантов он считает чуть выше солдат, но ниже прапорщиков, поэтому и питаться они должны вместе с солдатами.
Чем занимались. В ртб нас ждали и встретили как родных. Причину такой радостной встречи узнали в первый же день. Они моментально скинули на курсантов проведение всех занятий с солдатами, начиная с политической подготовки и заканчивая физо. Политзанятия превращались в бурное обсуждение реформ, проводимых в стране Андроповым, с плавным переходом на современную моду и что носят девушки. Последнее больше всего интересовало дембелей. За два года на площадке они никуда из леса не выезжали, а об увольнениях и речи никогда не шло. Очень пригодились планы занятий заранее заготовленные в училище. Строевая, ЗОМП, физо, тактическая подготовка. Все занятия с личным составом на полтора месяца отдали курсантам. В ртб были два лейтенанта с предыдущего курса нашего училища. С ними сразу нашли общий язык и общие темы. Да и с другими офицерами сложились нормальные товарищеские отношения. Со многими уже дня через два были на "ты" и обращались по имени, со старыми майорами и подполковниками - по имени-отчеству. За время стажировки начальника ртб, полковника в годах, видели всего пару раз. Он просто не появлялся на площадке. Службу за него тянул молодой подполковник, главный инженер части, недавно закончивший академию Дзержинского. Наш начальник команды первые дни ездил из Костромы, где он остановился, на площадку. Поняв, что он там никому не нужен, перестал. Как мы и предполагали.
Ежедневно половина курсантов вместе с офицерами и прапорщиками выезжали непосредственно на техтерриторию в ртб, где принимали участие в тренировках расчетов. Потом менялись и ехали другие.
Про этот случай нам рассказали молодые лейтенанты. Читайте рассказ "Про сетку 100 и "циркачей" из караула" здесь https://dzen.ru/a/X1Mdz8hMAz_9-uaP?&
В части последние месяцы дослуживали два древних подполковника с "бычьим глазом" на кителях. Во время ВОВ они сиротами попали в сыны полка, так и остались дальше служить. Вспомнил о них вот почему : С жалостью глядя на нас, молодых и здоровых курсантов, один из них сказал примерно следующее : "Вы, молодые, сами не знаете куда лезете, добровольно суете свою шею в петлю. Они, - он показал глазами наверх, - высосут из вас все силы и здоровье и выкинут за ненадобностью". Тогда я не понял всей глубины смысла этой фразы. А ведь он был прав! Когда дошло, было уже невозможно что-либо изменить.
Мы провели несколько занятий с солдатами по тактике. Основное внимание уделили темам "Взвод в обороне" и "Отражение нападения противника на автоколонну на марше". Офицеры не вмешивались в ход занятий, только спрашивали, не нужно ли нам чего. Нам понадобились холостые патроны 5.45мм, насадки на стволы и взрыв-пакеты. Без проблем получили десяток взрыв-пакетов и целый цинк холостых патронов. Задумали проверить, как будут действовать бойцы после наших занятий. Проверили, на свою голову. После занятий на учебном полигоне Пазик с бойцами выехал в сторону площадки. До нее примерно 5км. Все мысли о горячем обеде. Проехав с километр, автобус попадает под перекрестный огонь, перед ним рвутся "гранаты" - взрыв-пакеты. Это трое курсантов изображают атаку на автоколонну. Водитель едва успел открыть переднюю дверь, заднюю не успел. Солдаты позабыли все, чему их пытались научить. Ломанулись из автобуса так, что вынесли закрытую заднюю дверь и одно из боковых окон. Про автоматы вспомнили только два человека. До того реалистично получилось, если б не знал о засаде, тоже поверил.
О том, как проводили свободное время, в рассказе "Как курсанты заблудились на лыжах" https://dzen.ru/a/X0C7t6Slx10mNBd-?&
Окончание. Время не остановишь. Подошла к концу и наша стажировка в действующей воинской части. На вопрос, была ли полезной эта поездка, можно смело ответить - да, полезна. Потому, даже по прошествии сорока лет память сохранила многие мелкие эпизоды.
А пока в Костроме мы ждем поезда на Москву. В конце служебного дня наша команда села на мотовоз в вагон, закрепленный за ртб, на одной из остановок с цветочным названием "Ромашка". Мимо таких же остановок "Фиалка", "Колокольчик", "Лютик" и т.п. мотовоз привез военных и гражданских прямо в военный городок на окраине Костромы, нас в том числе. До поезда еще часа три и сидим мы не на вокзале , а в военторговской столовой, и пьем пиво. Зал заполнен до отказа людьми в военной форме. На нас, курсантов, никто внимания не обращает. Начальник команды тоже где-то здесь сидит со своими знакомыми. И так стало хорошо, что уезжать ... придется!
P.S. С нашего выпускного курса никто в эту воинскую часть не попал.
Делитесь своими впечатлениями о войсковой стажировке! Вспомните себя молодыми!
Про поездку курсантов на завод в г. Оренбург в рассказе "Курсанты на заводской практике" https://dzen.ru/media/id/5e3afeedd8560c573979e4b5/kursanty-na-zavodskoi-praktike-62583b8ee33c77245b500c7d