Вполне резонный вопрос: если Севастополь был крепостью, то, куда делись его крепостные стены? Нет, мы не будем Вам рассказывать о том, что это образное выражение, и Севастополь – крепость сугубо морская. Стены у Севастополя были, но, к сожалению, «стены» были земляными, и ни одна из линий обороны в нормальном виде достроена не была. Увы, несмотря на горький урок Крымской войны, ничему Российская империя не научилась. Память оказалась очень короткой.
На строительство береговых батарей выделялись солидные суммы, например, в 1890 г. было ассигновано и выполнено работ на сумму 14754 руб., а, потому, подряд был «вкусным». Строительство же сухопутного обвода прибылей не сулило, а, потому, сухопутный обвод крепости, от случая к случаю, строили солдатики.
Да, с исторической точки зрения все выглядит красиво: «В 1887 г. был принят документ – «Правила о производстве ремонтных работ в укреплениях г. Севастополя». В 1889 г. для несения караульной службы и охраны военных объектов 59 резервный пехотный батальон был переформирован в Севастопольский крепостной пехотный батальон. В 1890 г. штаб Черноморского флота и другие управления были переведены из Николаева в Севастополь. Город, снова ставший базой Черноморского флота, нуждался в мощной защите с суши… ». Конечно нуждался, но, …
Видимо, пока опыт Крымской войны еще кто-то помнил, работы (хоть какие-то) велись. Потом, все возвращалось «на круги своя». Потом снова назревал очередной военный конфликт, и, (понимая, что от «начальства» может «прилететь»), снова все кидались строить укрепления: с новыми силами, на новых рубежах. Потом снова деньги кончались.
К сожалению, у нас ничего не меняется, и в ходе второй обороны, с оборонительными укреплениями творилось то же самое (но об этом чуть позже). Вернемся к дореволюционному сухопутному обводу.
Попытка описать укрепления без разделения на строительные периоды, обречена на провал, ибо, если взять немецкие аэрофотоснимки времен войны, то, на них четко видны следы этой большой (но, к сожалению, незаконченной) работы, Четко видны следы «смены концепций», следы нескольких строительных периодов.
Сухопутный обвод несколько раз начинали строить, но каждый раз, когда опасность проходила, начатые работы прекращались до следующего раза. Но, тем не менее, кое-что на аэрофотоснимках прошлой войны еще можно увидеть. Куда все это делось? Давайте посмотрим.
Оборонительный обвод 1870-78 годов
В 1873-м году генерал-лейтенант Тотлебен составил план строительства Севастопольской крепости[1]. Приморский фронт крепости состоял из семи береговых батарей. Учитывая опыт Крымской войны, проектом предусматривалось строительство и сухопутных рубежей. К реализации проекта приступили лишь в 1876г., когда Россия решилась начать войну на Балканах. В 1875 г., накануне новой войны с Турцией, Симферопольская инженерная дистанция была переименована в Севастопольскую и перечислена в 1 класс, и ее офицерам пришлось выполнить большой объем работ по проектированию и руководству строительством береговых батарей в 1876 и 1877 гг.
Начиная с апреля 1876 года, началось интенсивное строительство земляных укреплений, для строительства долговременных оборонительных сооружений времени не хватало. Береговые орудия устанавливались на временных деревянных основаниях, собранных из нескольких накатов деревянных брусьев, скрепленных железными скобами.
Сухопутный обвод крепости состоял из двух частей: На Северной стороне и на Южной.
С этой линией обороны на Северной стороне ситуация более или менее понятна. Здесь предполагалось использование линии обороны, построенной еще во время Крымской войны. Центром обороны на этом участке по-прежнему являлось Северное укрепление. Передовая линия обороны проходила по линии старых "нагорных" редутов времен Крымской войны. Эта линия обороны использовалась до 1905 года с небольшими изменениями.
На Южной стороне ситуация достаточно запутанная. Она должна была иметь такую же структуру, но, возводилась она заново, частично используя укрепления союзников времен Крымской войны. Но, линия 1877 года четко прослеживается только на одном участке: от Делагардовой до Килен-Балки. На противоположной стороне Делагардовой балки линия прослеживается на небольшом протяжении (но в явно недостроенном виде), затем исчезает.
С фортами совсем грустно получается: на аэрофотоснимках просматривается только перестроенный редут Виктория и редут в районе современного проспекта генерала Острякова (до настоящего времени не сохранился).
Причина, по которой в первую очередь возводились укрепления на этом участке, достаточно проста: если нанести на карту зоны обстрела береговых батарей, то выяснится, что построенная линия заканчивается как раз там, где заканчивается зона обстрела орудий, образца 1867 года установленных на береговых батареях.
Ровно на таком же расстоянии от береговых батарей находилась и линия Камьеж, работы на которой велись в указанный период. Назвать Севастополь в период полноценной крепостью достаточно сложно. Более того, после окончания войны, те орудия, которые были установлены на сухопутном обводе, были сняты, и отправлены на хранение.
Оборонительный обвод 1885-87 годов
3 мая 1885 г., вследствие возникшего конфликта с Англией по поводу разграничений границ у Афганистана, вопрос об укреплении Севастополя был рассмотрен на особом совещании под председательством военного министра.
В постановлении «О дальнейшем развитии обороны Севастополя» помимо перестройки 8 долговременных береговых батарей было решено для сухопутной обороны построить 8 укреплений временного характера на Южной стороне и оборонительную линию протяженностью в 13,5 верст.
Линия намечалась с правым флангом у Херсонеского городища, и левым на Суздальской высоте. Аналогичным образом должна была строиться линия на Северной стороне на протяжении 6 верст (6,4 км) от Учкуевки, близ устья Бельбека до Маячной горы. Для обороны вероятных мест высадки неприятеля предполагалось построить отдельные укрепления у Балаклавской и Камышовой бухт.
Редут №1 должен был строиться на фланге батареи №12, однако, данных по его строительству нет. В связи со строительством батареи № 13, его остатки не прослеживаются. Возможно он стал частью сухопутной обороны этих двух батарей.
На месте будущего форта «Литер А» был построен земляной редут №2 (На 4 — 24 фунт., 2 — 9 фунт. пушек, 2 — 6дм мортиры и две роты пехоты)
Велись работы по строительству редута севернее 4-го км. Балаклавской дороги (район совр. пр-та генерала Острякова, до настоящего времени не сохранился)
Редут № 5 был построен с использованием укреплений английского редута «Виктория» (На 8 — 24 фунт., 4 — 9 фунт. пушек и две роты пехоты)
Редут №6 строился над Каменоломенным оврагом.
Редут №9 был построен над серпантином в Графской балке
Но, опять, большая часть планов осталась на бумаге. Часть возводимых укреплений не была доведена до готовности. В этот период, по предложению командующего войсками Одесского военного округа генерала от инфантерии Реона вновь были приведены в приличный вид укрепления французской «линии Камьеж», было начато строительство укрытий внутри фортов.
В середине 1887 г. были утверждены «Правила о производстве ремонтных работ в г. Севастополе» [2]. Но темпы строительства после того, как миновала опасность, резко снизились. Работы по постройке «центральной ограды вокруг г. Севастополя» велись в 1897–1890 гг. в летний период силами солдат 5-й саперной бригады. В 1890 г. было ассигновано и выполнено работ на сумму 14 754 руб[3].
В 1890 г. на заседании комитета по обороне крепости Севастополь был выработан новый проект обводной позиции вокруг города, утвержденный Военным министром при посещении. В этом же году возобновились работы на строительстве участка Килен-балка — Лагерная высота. Проект был пересмотрен и в окончательном виде был утвержден инженерным комитетом, причем стоимость всех работ по его осуществлению была определена в 1 071 000 рублей.
Но, в 1895 году «концепция поменялась», и строительство сплошной линии обороны было признано нецелесообразной, было принято решение вернуться к строительству фортов.
В сентябре 1897 г. на заседании комиссии по вооружению крепостей обсуждалось предложение комиссии генерал-лейтенанта Боголюбова об устройстве опорного пункта у Стрелецкой бухты на 1 роту при 10 орудиях[4]. Так родился проект форта «Литер А» на месте форта №2. Одновременно с фортом «литер А» на Северной стороне, севернее Бартеньевки, был построен форт «литер Б» (на месте форта №11)
По сути, строительством этих двух фортов и заканчивается этот строительный период. Что с тех пор сохранилось, и что просматривается на аэрофотоснимках?
[1] Приказ по инженерному корпусу №71 от 07.11.1869; № 28 от 22.05.1871; № 31 от 31.05.1875; № 60 от 25.10.1875.- Библиотека МГОиОС.
[2] Приказ по инженерному корпусу №17 §9 от 12.06.1887. — Библиотека МГОиОС.
[3] Всеподданнейший отчет Военного Министерства за 1890 г. — СПб., 1892. Прил. 4. С. 47.
[4] Приказ по инженерному корпусу №71 от 07.11.1869; № 28 от 22.05.1871; № 31 от 31.05.1875; № 60 от 25.10.1875.- Библиотека МГОиОС.