Один директор недавно столкнулся с проблемой: почти все учителя заболели. Остались учительница истории, учитель физкультуры и физик. Пусть школа маленькая, по одному классу в параллели, однако уроки не отменяли, работать кому-то всё равно надо. Вот и было в прямом смысле три учителя на школу. На одиннадцать классов.
Начальную школу было решено отправить на дистанционное обучение, к вящей радости детворы. Стало полегче. А надо сказать, что шла подготовка к ВПР. И так получилось, что директор вышел как раз на замену к 6-7 классам для проведения уроков математики. Сам он как раз бывший (в очень далёком прошлом) учитель математики.
Директор – фигура больше административная, чем педагогическая. Он ведь учебный процесс организует, и часто бывает, что никаких уроков он не ведёт. Так и наш герой не вёл математику, а занимался своими директорскими делами.
И вот он пришёл в класс, на замену алгебры и геометрии. Все ученики выстроились по струнке, директор всё-таки...
Разложили тетради, учебники, пеналы достали, удобно устроились и стали писать самостоятельную. Сначала алгебру, и на этом же уроке геометрию. Тихо, спокойно, хорошо и чинно. Директор выходил по своим важным делам, ребята всё успевали. Вроде, обошлось.
А на следующем уроке ученики читали параграф, а директор стал проверять тетради.
– Сначала он удивился, потом ворчал что-то, а потом как закричит!
Это мне моя ученица описывала реакцию возрастного математика на то, что он увидел в тетрадях. А увидел он, что теперь:
- Даты можно писать, где захочешь. На полях цифрами, посередине цифрами. И буквами тоже можно.
- "Классная работа" можно не писать. А если написал, то точку ставить не надо, если забыл. Ничего страшного. И когда число пишешь, не надо ставить точку.
- Можно заступать за поля, если места не хватило.
- Можно писать карандашом, если ручку забыл.
- На координатной плоскости единичные отрезки ставить тоже необязательно. И названия осей можно не писать. И стрелочками не обозначать. Просто палочки пересекаются - и достаточно.
- По линейке можно не проводить. От руки, а то линейки может не быть.
К воспитательной беседе директор приступил, когда узнал, что:
Линейную функцию можно "рисовать" ручкой!
– Во-первых, чертить! Во-вторых, только карандашом! Покажите ваши карандаши!
Поднялось пять рук. Из тридцати.
***
Мне, репетитору, мамы моих учеников рассказывали, что он потом писал в классных чатах. Самое лояльное – это картинка, которую я приложила. Как должна выглядеть координатная плоскость.
Я-то давно знаю, что единых правил оформления сейчас нет, уже привыкла. Поэтому когда делаю свои обучающие видео, обязательно говорю: "смотрите оформление по своим тетрадям, как учитель в школе говорит, так и оформляйте".
На своих уроках требую правильного оформления заданий только в старших классах, когда учитель уже не придирается к оформлению.
Но пишем мы только ручкой, а чертим карандашом! И по линейке!
По поводу постановки точки в конце заголовков в тетрадях – да, их надо ставить.
Классная работа (точка)
Домашняя работа (точка)
Двадцать седьмое сентября (точка)
Диктант (точка)
По правилам русского языка в конце заголовков точки не ставятся, но для того, чтобы сформировать у детей привычку ставить точки в конце предложения, решили учить именно так. А потом, уже в старших классах, учителя должны обращать на эту особенность своё внимание, акцентировать, что теперь, когда мы в девятом классе (условно), мы больше не будем ставить точку в конце заголовков.
А класса до седьмого ставить её надо.
Путаница та ещё, но меня так вырастили, и ничего, не жалуюсь.
Расскажите, с какими несоответствиями в оформлении тетрадей сталкивались вы? Должно ли быть всё одинаково оформлено? Хотя бы в тетрадях по математике, а? Я считаю, что конечно да. Правила организуют. А вы как думаете?😉