Наличие героя.
История без героя невозможна. В центре событий всегда герой и именно вокруг него и его желаний/стремлений/ценностей строится сюжет. Для того, чтобы герою было легко сопереживать у него должны быть имя, ценности и характер, помогающий эти ценности проявлять. Почему важно имя? Мы уже говорили с вами об этом, но я повторюсь. Сопереживать девочке Кате или Маше, или мальчику Васе или Денису проще, чем сопереживать какому-то абстрактному человеку, у которого нет имени. Это первое. Почему важен характер? Потому что через него мы себя идентифицируем с героем (или с антигероем). “Я тоже так думаю/делаю/чувствую” или “я бы никогда так не сделал/не подумал/не сказал” — это то, что делает читателя неравнодушным к герою. Это второе, и это тоже важно.
Возможно, в вашем детстве, как и в моем, были такие куколки с бумажными платьями, которые можно было менять. Из имен, цитат, поз и обстоятельств действия мы создаем бумажные платьица для своих героев, и помогаем читателям их увидеть разными — от крестьянки до королевы.
Тут вы мне можете справедливо сказать: “Майя, а как же вот Аглая Датешидзе пишет свои истории на 3 тысячи лайков, и у нее все истории начинаются “жила была девочка”. Во-первых, само буквосочетание “девочка”, когда это уже серия историй, становится именем персонажа. И пока этот персонаж переходит из истории в историю, а мы эти истории регулярно читаем, то зовут ли ее “девочка”, “Василиса Прекрасная”, или “Ходжа Насреддин” по большому счету ничего не меняется, это раз.
И второе, в каждой истории про одну девочку, у Датешидзе есть именно те признаки/черты персонажа, о которых я говорила выше и которые помогают нам ассоциировать себя с героиней:
Жила-была девочка. Она думала, что правит всем миром. А оказалось, что она просто напрягается, пытаясь контролировать то, что от неё не зависит.
***
Жила-была девочка. Она думала, что ее прет от мужчин, цветов и бабочек. А потом оказалось, что ее просто прет
***
Жила-была девочка. Она родилась некрасивая. Поплакала-поплакала и решала заботиться о себе как о красивой: мыть, причёсывать, подарки покупать, одевать соответственно. Так она жила-жила и замуж вышла. Муж с неё одежду снял, а изнутри она тоже красивая оказалась.
И никто не удивился даже кроме этой самой девочки.
(с) Аглая Датешидзе
В тот момент, когда мы обрисовываем рамку событий, происходящих с героиней/героем, читатель эмоционально подключается или не подключается к истории. Обычно в историях про одну девочку многие находит что-то для себя, благодаря тому, что персонаж понятен, а рамка событий достаточно широка и оставляет простор для фантазии.