Сегодня удивлю вас, Друзья! Но для начала немного необходимых букв. Причём о высоком. Надевайте очки, мои дорогие киноманы-литературоведы!
Что мы знаем об отечественных экранизациях М.А.Булгакова на большом экране? Как вы полагаете, Девочки и Мальчики, сколько их всего? Сейчас всё расскажу и покажу!
Мы знаем, что первым произведением писателя, попавшим на экраны в СССР в 1968 году, правда пока только на экраны телевизионные, стала снятая Александром Белинским, одноимённая экранизация ранней пьесы Булгакова «ПОСЛЕДНИЕ ДНИ» (1935, опубликована в 1955) о днях, предшествующих роковой дуэли и смерти А.С.Пушкина.
Затем в 1970 году последовал культовый «БЕГ» Александра Алова и Владимира Наумова, номинировавшийся на Золотую Пальмовую Ветвь в Каннах, но проигравший её британской мелодраме Джозефа Лоузи «ПОСРЕДНИК» (по роману Л.П.Хартли»).
Далее, в 1973 году, у нас был не нуждающийся в представлениях классический хит Леонида Гайдая «ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ», поставленный по отдалённым мотивам повести «Иван Васильевич».
В том же 1973 на экраны центрального телевидения вышел телеспектакль Анатолия Эфроса «ВСЕГО НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЧЕСТЬ ГОСПОДИНА ДЕ МОЛЬЕРА», причудливый микс из 2-х произведений: пьесы Булгакова «Кабала святош» и комедии Мольера «Дон Жуан».
В 1976 году мы лицезрели ещё одну масштабную и известную советскую постановку по пьесе автора «Белая гвардия» – фильм «ДНИ ТУРБИНЫХ» Владимира Басова.
Затем пришёл черед гениального, лично мной категорически обожаемого «СОБАЧЬЕГО СЕРДЦА» Владимира Бортко (1988).
Дальше последовали 4 практически неизвестных ныне работы. Эх, хорошо, что у вас есть Артём Андреевич! Я буду помедленнее, а вы записывайте. Итак, этими постановками стали:
40-минутный короткий метр 1990 года «ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ» Алексея Праздникова по мотивам рассказа «Красная корона» с Александром Галибиным и Антониной Шурановой,
«ЗАПИСКИ ЮНОГО ВРАЧА» (1991) - телефильм Михаила Якжена по мотивам сразу нескольких рассказов Булкакова с Андреем Никитинских и Александром Масловым в ролях,
«КРАСНЫЙ ОСТРОВ» (1991) – кинофильм Александра Фенько, снятый также, сразу по нескольким произведениям писателя и могущий похвастаться завидным кастом: Андрей Болтнев, Александр Феклистов, Семён Фарада, Татьяна Васильева и другие.
И камерный полулюбительский, весьма стрёмный телефильм "РОКОВЫЕ ЯЙЦА" (1992) Ольги Козновой (не имеющий отношения к нашему сегодняшнему Обзору) с, внезапно, самим Юрием Яковлевым в главной роли!
А дальше был известный крупный долгострой Юрия Кары, который, закончив свою кинопостановку «МАСТЕР И МАРГАРИТА» в 1993 году, из-за разногласий и судов с продюсерами смог её выпустить на экраны лишь в 2011.
Таким образом, Кару опередил всё тот же Бортко, снявший в 2005 году свою версию «МАСТЕРА…» в виде телесериала с, как водится, зашкаливающим по уровню звёздности актёрским составом.
Но чуть ранее, в 2003, просвистел толком никем не замеченный художественный фильм «ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН» Олега Бабицкого и Юрия Гольдина.
После, в 2008 году, мы насладились великолепным «МОРФИЕМ» Алексея Балабанова, одной из лучших экранизаций Булгакова в мире.
Ну и точку, на данный момент, по крайней мере, в отечественных экранизациях Михал Афанасича ставит сериал России-1 «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» за каким-то хреном снятый в 2012 году Сергеем Снежкиным. Ну, право слово, Хабенским вместо Мягкова, Дятловым вместо Ланового, Черневичем вместо Басилашвили и Пореченковым вместо Басова, пусть насладится кто-нибудь другой. Для меня это слишком хорошо, ещё избалуюсь!
Вот так вот, Ребята, целый список! И что же, это-то теперь, наконец, всё? А вот и нет! Пропустили мы одну крайне любопытную постановочку. А именно, выпущенную в 1995 году картину режиссёра Сергея Ломкина «РОКОВЫЕ ЯЙЦА»!
Вы только посмотрите, кто у нас тут комедию ломает!
В роли гениального учёного, профессора Владимира Ипатьевича Персикова – Олег Янковский
В роли Александра Семёновича Рокка – Андрей Толубеев
В роли доцента Иванова – Александр Марин
В роли Мани, жены Рокка – Нина Усатова
А ещё-ка гляньте, кого тут только нет!:
Ой, а это кто это тут у нас?! А это у нас тут Гарик Сукачёв от души выстёгивает роль слуги профессора Персикова – Панкрата!
Что сказать о самой постановке?
Сильно критиковать такой роскошный капустник язык не поворачивается. И взглянуть на всю эту катавасию я всем однозначно советую.
Однако, как ни крути, про недостатки в данном случае, умолчать нет никакой возможности.
Феерию ломового актёрского ансамбля, разыгрывающего классику мировой литературы, пытаются испортить 2 вещи. Бездарная режиссура и некомпетентный монтаж.
Местами, товарищам Ломкину и Логиновой просто хочется руки пообрывать и промеж ушей законопатить, эй Богу, Матушка!
О сюжете, пожалуй, незачем много говорить. Уверен, что, по крайней мере, всем известна основная фабула повести, в которой гениальный профессор Персиков изобрёл способ влиять в животном мире на размеры и прожорливость потомства, облучая специальным лучом отложенные яйца.
Подобные опыты немедленно были направлены вышестоящими инстанциями «во благо народа», что в условиях постреволюционной разрухи и традиционного русского разгильдяйства привело к размножению вокруг столицы гигантских хищных змей и рептилий.
Цитата из фильма:
- Авиацию посылать будем?
- Обязательно!
- Всю?
- Нет! Сначала один самолёт, потом второй.
- Значит всю.
- Но по очереди!
Скажу лишь, что сия прекрасная повесть могла бы быть ещё ярче, если бы Булгаков, по собственному признанию «не испортил в повести конец, потому что я писал его наспех».
В самом деле, когда чуть позже были обнародованы архивы ранних чтений Булгаковым своей повести (тогда ещё частично под названием «Луч жизни»), мы выяснили следующее:
«Булгаков читал свою новую повесть. В ней необозримые полчища гадов двинулись на Москву, осадили ее и сожрали. Заключительная картина — мёртвая Москва и огромный змей, обвившийся вокруг колокольни Ивана Великого».
Многие, в их числе такие знаменитые фантасты, как братья Стругацкие и Кир Булычёв считают, что такой финал был бы куда логичнее и куда более булгаковским.
И Артём Андреевич с этим полностью согласен! Однако, как это ни печально, рукописей с такой версией повести не сохранилось и до наших дней не дошло...
Цитата из фильма:
- Простите, а нельзя ли, чтобы вы репортёров расстреляли?
- Нет! Пока нет.
- Ну да, всё-таки пресса…
- Хотя, впрочем, такой проект уже назревает в совете труда и обороны.
Радуйтесь настоящему ИСКУССТВУ и подписывайтесь на канал КИНО Готовцефф Band!
Ваш АРТЁМ АНДРЕЕВИЧ
Читайте и смотрите также:
«ПРИГОВОРЁННЫЙ» - Неизвестный Шедевр советского КИНО
Сидихин, Яковлев, Калягин, Гармаш в забытом ЭПОСЕ Мосфильма «ДЕТИ ЧУГУННЫХ БОГОВ»
«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ» Сергея СОЛОВЬЁВА. Гениальный драматизм Николая Пастухова и пышные усы Никиты Михалкова
«НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО» Никита Михалков ставит Чехова
«РАБА ЛЮБВИ» Никиты МИХАЛКОВА. Белые, Красные и Любовная ДРАМА на фоне немого КИНО
«КОРАБЛЬ ДВОЙНИКОВ» Владимир Жириновский в свирепом ТРЭШЕ Валерия Комиссарова
#классикакино #классикалитературы #олегянковский #гариксукачев #михаилбулгаков #комедияссср #александрширвиндт