Найти тему
Александр Дедушка

Занял ли Иисус Христос в твоей судьбе то же место, что в судьбе человечества?

Христос и человечество
Христос и человечество

Вопрос не праздный. Ибо разные варианты ответов на него фактически означают тот или иной приговор.

Все человечество можно представить в виде единого единственного человека. Тогда его судьба – это прототип (архетип) жизни каждого человека.

Итак, что же произошло в жизни это единственного совокупного человеческого человека?

Далекое и полубезумное бессмысленное детство, уходящее в глубь времен. Которое оставило память в человеческой судьбе и искусстве в виде мечтаний о некоем исчезнувшем «золотом веке».

Затем уже не просто безумное, но шальное отрочество, преходящее в грязную, наполненную пороками «юность».

Когда проснулись все страсти – похоть, блуд, жадность, сребролюбие, гордыня, гнев, зависть…

Но жизнь в этих страстях продолжилась и дошла, наконец, до некоей точки пресыщения. Той точки, когда страсти уже не доставляют удовольствия, а становятся тиранами, и во весь рост встает вопрос – зачем так жить дальше.

В какой-то момент (а это соответствовало рубежу эпох и эр – до н.э. и н.э.) всерьез замаячила возможность самоубийства. Ибо смысл жизни оказался потерян.

Собственно, так и истории и было. На рубеже эр по Римской империи катилась такая волна самоубийств, что римские императоры вынуждены были принимать меры. Одной из которой стала практика выставления на всеобщее обозрение голых тел самоубийц. Чтобы не повадно бы – может, хоть так устыдятся.

Но в этот момент и родился Христос – и в истории и в жизни совокупного человечества.

Родился, умер и воскрес в истории – и наконец, заново родился уже в жизни единого человечества.

И жизнь этого человечества стала преображаться.

Вместо безумия страстей – борьба с ними. Вместо бессмысленной жизни – жизнь как воплощение Божьих заповедей и проверка для входа в Царство Небесное.

В какой-то момент стало ясным, что всю человеческую жизнь нужно разделить на «до» и «после» - на бессмысленную, кипящую страстями жизнь до Христа и осмысленную жизнь после Его принятия.

И это не просто слова. Рубеж человеческих эр и разделил словно по мановению свыше человеческую историю на эти две эпохи – до нашей эры и нашу эру.

И это и есть та кульминационная точка, та точка «экстремума функции», по которой нужно проверять себя каждому человеку.

Проверять по простому лекалу: а было ли и в моей жизни что-либо подобное?

Разделяется ли моя жизнь на «до» и «после» - на жизнь «до нашей эры» и «нашу эру»?

Ведь так и должно быть – бессмысленное время «золотого детства», оставшееся в душе чем-то светлым, но несовершенным именно в силу своей бессознательности и бессмысленности.

Затем – время возмужания с его «вкушением запретного плода» от всех страстей, змеями вползшими в душу и убившими ее своими ядами.

Наконец – самый мучительный период жизни в этих страстях, постепенно но настойчиво приводящих к мысли о самоубийстве. Зачем нужна такая жизнь?

И – да! Та самая кульминация!

Когда Христос рождается в твоей душе. Уже не формальным бессознательным крещением в далеком детстве, а внутренним крещением твоей собственной души, когда она, уже убитая страстями, рождается, наконец, для вечной жизни.

Ну что – была ли у вас такая «кульминация»? Можете ли и вы разделить свою собственную жизнь на «до» и «после» - на «до нашей эры» и «нашу эру». Началась ли она у вас – ваша собственная эра, как эра жизни во Христе?

Если да – то я вас поздравляю.

Если нет – то вы еще живете среди отмирающего человечества, как в человеческом теле всегда есть отмирающие клетки.

Но, собственно, даже в первом случае – радость не может быть полной.

Просто оглянитесь вокруг – и посмотрите на современников. Абсолютное большинство из них никакой «смены эр» не испытали. Они так и живут «до нашей эры»…

Собственно не живут – а отмирают и уже умерли, кипя в тех же самых страстях, в которых кипели и люди перед приходом Христа.

Да, грустно… Но и это еще не весь ужас.

Опять применим наш главный перенос – человечество как единый совокупный человек.

После периода Средневековья, когда для христианской цивилизации Христос действительно был центром жизни, ее смыслом и содержанием, наступила эпоха так называемого Возрождения…

Не задумывались ли вы чего?

А ведь это было возрождение самого настоящего язычества. Это и внешне проявилось в расцвете всех искусств с преобладающими античными мотивами, но – самое страшное! – то же самое язычество возродилось и внутри.

Опять кипение страстей, опять похоть, жадность и сребролюбие…. И Христа снова стали задвигать на задворки.

Затем эпоха так называемого Просвещения, а точнее надо бы сказать «затемнения», когда человеческий разум, из которого был изгнан Святой Дух, затемнился настолько что решил, что он самодостаточен и может познать весь мир без помощи Его Творца.

Ну и так далее – по лестнице, ведущей вниз, все дальше от Христа вплоть до современности.

Современную эпоху можно назвать эпохой Барабанщичества. Когда сам вопрос о том «есть ли Бог или Его нет» - стал уже «по барабану» большинству людей, как абсолютно не имеющий к их жизни никакого отношения.

И что дальше? А дальше – смерть. Ибо без Бога, без Христа – это всегда и только смерть.

Смерть, неизбежная, как для отдельного человека, так и для совокупного человечества.

Наш единый совокупный человеческий человечек умирает.

Пришла его «старость» со всеми ее атрибутами – эгоизмом, зацикленностью на одном инстинкте выживания и впадением в детство.

Христос, когда-то открывший «новую эру» его жизни, был им собственноручно изгнан на периферию, на внешний контур жизни и стал всего лишь «артефактом культуры».

Последствия не замедлили – безумная старость и смерть.

А что делать нам, тем последним - немногим, сохранившим Христа как главную ценность своей жизни?

Держаться за Христа как за единственный «якорь спасения» и пытаться спасти тех, кого еще можно спасти.