Найти тему
Black Maria Кино 🎬

Культурные войны и поляризация общества: Как интернет вверг людей в коллективизм

Вероятно вы помните, что одной из главных новостей 2016 года неожиданно стали лайки в соцсети Марка Цукерберга. Тогда компания анонсировала, что вместо простого "нравится" и "не нравится" у них будет 7 реакций. Эту новость активно обсуждали психологи и другие специалисты, утверждая, что это деградация, приводящая к обеднению эмоциональной сферы человека.

Однако в большинстве соцсетей как были, так и остались только лайки и дизлайки. Выбор у людей есть только из этих двух кнопок. И, как ни странно, никто никогда не критиковал эту радикальную дихотомию. Получаемая в интернете информация либо нравится, либо не нравится. Это базовая основа алгоритмов, которые работают с информацией и для людей стало абсолютно естественным оценивать информацию именно так.

Источник фото: entrepreneur.com
Источник фото: entrepreneur.com

К чему мы ведем? Сейчас уже никто не будет спорить, что мир охватили так называемые "культурные войны". Общество максимально поляризовалось, разделившись на противостоящие друг другу группы. Американцы обожают или ненавидят Трампа. Британцы разделились на два лагеря пытаясь понять, стоит ли признавать женщинами и мужчинами людей вне связи с биологическим полом. В России... ну вы сами знаете о чем спорят и к каким лагерям соотносят себя окружающие вас люди и вы сами.

В конце 2010-х каким-то магическим образом улетучился плюрализм. Признавать разнообразие точек зрения стало неприемлемо. И оценивая те или иные события и явления человек волей-неволей должен определиться с однозначной позицией. Поставить либо условный лайк, либо условный дизлайк.

Кадр из фильма "Матрица", 1999 г.
Кадр из фильма "Матрица", 1999 г.

Человечество еще на пороге 21-го века четко определило для себя - теперь мы информационное общество. Наступила информационная эра. Экономика теперь основана не на производстве, а на информации. Цифровая революция свершилась, мы начинаем новую ступень в развитии человечества.

Воодушевление от этой идеи довольно быстро сменилось озабоченностью - человек тонет в информационном шуме. Ему сложно определить что важно, а что нет. Что правда, а что ложь. Что хорошо, а что плохо. Тонущий человек, предоставленный сам себе, вольный выбирать все что хочет в океане информации, быстро предпочел отказаться от индивидуализма в пользу коллективизма.

Источник фото: realclearreligion.org
Источник фото: realclearreligion.org

Вместо того, чтобы бродить по тропинкам интернета в одиночку, люди быстро объединились в группы. Эти группы разрастались и в конце-концов какой-либо вес в информационном мире стали иметь только те, кто получает много лайков и много дизлайков. Те, кто остается без реакции - не нужны и не важны.

Из интернета радикальная поляризация общества выплескивается в реальность, а из реальности обратно в интернет.

И эта установка воспринимать окружающее как что-то, что однозначно нравится или однозначно не нравится, распространяется не только на действительно сложно постигаемые социально-политические и экономические явления. Нет, лайки и дизлайки мы условно расставляем даже фильмам.

Источник фото: https://www.youtube.com/c/ЧтоПосмотретьГражданинРежиссер
Источник фото: https://www.youtube.com/c/ЧтоПосмотретьГражданинРежиссер

Недавно параллельно друг с другом стартовали два крупных фэнтезийных сериала "Властелин колец" и "Дом дракона". Зрителям было довольно сложно оценивать их как самостоятельные независимые произведения. Многие предпочли высказываться резко против одного из проектов. А смотреть их не соотнося друг с другом вообще стало какой-то невыполнимой миссией. Их нужно сравнивать. И нужно выбрать тот, который тебе нравится и тот, который тебе не нравится.

Кто решил что нужно выбирать? И зачем? Никто не решил. И не зачем. Но именно так устроено информационное общество. Еще в начале 21-го века в 2001 г. на экраны вышло две великолепные фэнтези серии "Гарри Поттер" и "Властелин колец". Все обсуждали массовый эскапизм, увлеченность магическими сказками и играми. Но параллельно перед зрителями поставили вопрос - Тебе больше нравится Гарри или Фродо? Нужно было выбрать. Нужно... Если в 20-м веке люди успешно жили без необходимости делать такие выборы, то сейчас они повсюду.

Это и есть одна из главных черт информационного общества. По крайней мере сегодня - мы оказались не готовы быть свободными.

Раньше люди жили в мире вещей и окружали себя ими, таким образом осознавая и выражая свою индивидуальность. Эти вещи были нашими и только нашими, даже если это была всего-лишь кассета с записанным фильмом или музыкой. Теперь мы, похоже, определяем и выражаем себя соприкасаясь с коллективным "нравится" и "не нравится". И чем сильнее нам хочется проявить свою индивидуальность, тем радикальнее и настойчивее мы должны давить на лайки и дизлайки.

Мне дизлайки не ставьте :) Только лайки! И комментарии! И подпишитесь...