Найти в Дзене

Александр Акимов: "От западного – к восточному вектору. Часть IV"

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

От западного – к восточному вектору. Часть III

Одним из ключевых партнеров России в настоящее время является Китайская Народная Республика. Пережив "опиумные войны", период раздробленности и гражданских войн, страна, пройдя через политику реформ и открытости Дэн Сяопина, обрела экономическое могущество. С Китаем наши отношения развивались все годы президентства В.В. Путина, в том числе, в рамках ШОС и БРИКС и на уровне лидеров государств, прежде всего, с председателем КНР Си Цзиньпинем. Совместные военные учения, помощь Китаю в создании СПРН, договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве (2001), газопровод "Сила Сибири", сотрудничество в сфере гражданского авиастроения и нефтепереработки, поддержка друг друга на ключевых международных площадках (ООН), рост товарооборота, расширение расчетов в национальных валютах, поддержка Россией принципа "одного Китая", совместное заявление лидеров России и Китая по итогам переговоров 4 февраля 2022 года и т.д. стали залогом успешного развития межгосударственного сотрудничества, а отношения между КНР и Россией официально стали называться отношениями всестороннего стратегического партнерства. Вместе с тем, многие китайские организации присоединились к антироссийским санкциям Запада. Во многом это обусловлено всесторонней интегрированностью Китая в мировую экономику и зависимостью от долларовой системы, от которой Пекин поэтапно избавляется.

Отношения Россия с такими странами, как Египет, Индия, Израиль, Иордания, Ливан, также очень доверительны и взаимоуважительны. Периодически происходят встречи Путина с руководством Египта (недавно состоялся визит министра Лаврова в Каир), растет экономическое и военное взаимодействие с Индией несмотря на то, что у неё есть неразрешенные территориальные конфликты с Китаем и Пакистаном и сильная зависимость от Штатов. Но это не мешает России продуктивно работать и с Китаем, и с Индией, и с Пакистаном, причем на самых разных площадках, включая БРИКС. Израильское руководство всегда уважительно отзывается о Президенте России и законных озабоченностях РФ и солидарно с Москвой в оценках Второй мировой и вклада СССР в Победу над нацизмом.

Россия поддерживает территориальную целостность Йемена, работает с Оманом по разным направлениям сотрудничества, взаимодействует со странами АСЕАН и АТЭС, ежегодно проводит Восточный экономический форум во Владивостоке, сотрудничает с Японией (при отказе от обсуждения территориального статуса островов Курильской гряды), столь разными в политическом плане Южной Кореей и КНДР, Казахстаном (помощь ОДКБ во время январских протестов, Байконур, экономическое сотрудничество, союзнические военные отношения), Таджикистаном (крупнейшая военная база на всем постсоветском пространстве), Узбекистаном, Киргизией (авиабаза), Туркменией (первый визит нового президента Сердара Бердымухамедова был совершен в Россию), Азербайджаном (прекрасные личные отношения лидеров государств Путина и Алиева, экономическое взаимодействие, урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта с введением российского миротворческого контингента в ноябре 2020 года, Московская декларация о союзническом взаимодействии между Россией и Азербайджаном в феврале 2022 года). Более того, Россия поддерживает целостность Афганистана, выступает за ту форму правления, которую афганский народ предпочтет иметь, перехватывает стратегическую инициативу у Штатов и проводит переговоры с политическим офисом талибов при участии представителей государств региона (США покинули Афганистан в прошлом году, и теперь Россия и Китай оказывают ключевое влияние и помогают афганскому государству). В Сирийской Арабской Республике у России две военные базы (Хмеймим, Тартус) и бесспорное место на "ближневосточной карте".

Подводя итог всему вышесказанному, хочется подчеркнуть, что сейчас Восток – наше главное, центральное направление. Попытки договориться с Западом не увенчались успехом. "Восточный вектор" нашей внешней политики в настоящее время актуален как никогда раньше. Долгое время Запад эксплуатировал Восток, выкачивал из него все ресурсы. Индия была британской колонией, Китай был порабощен в ходе "опиумных войн", Турция унижена Севрским миром, Иран разделен на сферы влияния. И посмотрите сейчас на современный Восток: Китай – первая экономика мира, Иран – один из ведущих игроков на всем Ближнем Востоке, Турция – вторая армия НАТО, Индия – одна из ведущих мировых экономик с одним из самых быстрорастущих в мире населений.

Наше направление – восточное. Россия стремится к Востоку. Восток – наш союзник. Как говорил знаменитый востоковед В.В. Жириновский: "Мы, наконец-то, начинаем делать правильные вещи". Хотелось бы верить, что недавний визит Президента России в Иран станет новой "отправной точкой" в нашем внешнеполитическом курсе и системе политических приоритетов и координат. Как заявил глава МИД РФ С.В. Лавров: "Россия больше не будет верить ни США, ни Европейскому Союзу, если и когда дело дойдет до возобновления диалога, то это возможно исключительно на основе равноправия и баланса интереса всех участников".

Хотелось бы завершить словами Блока: «Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы…»

Акимов Александр, колумнист Экспертного клуба "Дигория"