В истории Великой Отечественной войны есть немало самоотверженных подвигов, совершённых с полным презрением к смерти. Один из них совершил 6 июля 1943 года 28-летний лётчик-истребитель ст. лейтенант Александр Горовец. Он вошёл в историю как единственный советский пилот, сбивший в одном бою 9 самолётов противника.
До войны Горовец, выходец из простой белорусской крестьянской семьи, окончил Ульяновскую лётную школу (1935) и работал инструктором аэроклуба в городе Шахты Ростовской области. К моменту совершения этого удивительного подвига Александр Константинович совершил на войне 74 боевых вылета, и давно уже открыл боевой счёт своих воздушных побед над врагами.
Неожиданная и неудачная встреча
6 июля 1943 года Горовец был в группе Ла-5, патрулировавшей в ходе начавшейся Курской битвы район Владимировка – Кочетовка – Зоринские Дворы – Ольховатка. Оторвавшись от группы, он в одиночку, с неработающей радиостанцией, столкнулся с большой группой (как минимум 20) немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87.
Его ведомый Василий Рекунов тоже куда-то «потерялся». По официальной версии – наткнулся на «мессершмитт», вступил с ним в «карусель» воздушного боя, и отстал.
Александр Горовец решил атаковать противника сам. Бой одинокого советского истребителя с армадой немецких бомбовозов наблюдали жители Зоринских Дворов, а также многие танкисты из 242-й танковой бригады, находившиеся на южной окраине этой деревеньки.
Пикировщики уже начали перестраиваться в цепочку для бомбометания по нашим войскам, когда их атаковал Горовец. В первом заходе он уничтожил ведущего первой девятки, а затем принялся за остальных, всякий раз подбираясь на близкое расстояние к цели.
Возможно, последний вражеский самолёт он вообще сбил тараном, израсходовав боекомплект: ударил по хвосту Ju-87 винтом, и тот ушёл в штопор. Но рассказ о таране Горовца не очень достоверен, поэтому точно нельзя сказать, было это или нет.
Остался в кабине сбитого самолёта на целых 14 лет
Точно известно другое: что на подмогу бомбардировщикам прилетела четвёрка немецких истребителей (по одним данным – Ме-109, по другим – ФВ-190), и сбила одинокий Ла-5 Горовца. «Лавочкин» в отвесном штопоре ударился в землю, и глубоко вошёл в мягкую пашню.
Лётчик так и остался в кабине своего самолёта. 28 сентября 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Странно, что только летом 1957 года местные жители, трое молодых парней, по собственной инициативе, безо всякой указки сверху, выкопали обломки самолёта и останки погибшего лётчика. На фюзеляже истребителя Ла-5ФН сохранилась дарственная надпись «От колхозников и колхозниц Горьковской области» и номер 73, а на киле – «Красная ломаная стрела-молния».
По найденным у лётчика документам и ордену Красного Знамени было установлено, что это останки именно ст. лейтенанта Горовца. Его похоронили здесь же, на кладбище деревни Зоринские Дворы.
Немецкими данными подвиг Горовца, в принципе, подтверждается. StG.77 4-го воздушного флота, в полосе действия которого вёл бой Александр Константинович, 6 июля 1943 года потеряла пять Ju-87, и ещё пять «Штук» были повреждены, но дотянули до своего полевого аэродрома.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, мог ли спастись советский лётчик?