— До середины 1920‑х годов Красная армия была вооружена танками трофейными и покупными иностранными. В 1925 году была поставлена задача производить собственные бронемашины, — рассказывает ведущий архивист ЦГАИПД Константин Мерзляков. #INJECT_1# Выполнить важнейшее поручение должен был ленинградский завод «Большевик», речь шла о создании танкового цеха и специального конструкторского бюро. Планы были весьма амбициозными, заданные показатели — едва ли достижимыми. В 1926 году появился Т-16, но единственный экземпляр стал и последним, поскольку его конструкция была недоработанной. На следующий год на «Большевике» начали производство Т-18. По сути, он стал первым отечественным серийным танком. — Архивные документы свидетельствуют: со смежниками, которые должны были поставить отдельные узлы и агрегаты, точных договоренностей не было. Из-за сорванных планов начинали искать виноватых, тут же находили «вредительство» и заговоры — разумеется, «контрреволюционные», «троцкистские», «фашистские», — добавляет Мерзляков. Представленная на выставке докладная записка полномочного представителя ОГПУ по Ленинградскому военному округу секретарю обкома Сергею Кирову о производстве танков Т-18 на заводе «Большевик» звучит предельно жестко: «Заводоуправление свое внимание сосредоточило исключительно на темпе выпуска машин в количественном выражении, не считаясь с полнотой необходимыми или запасными частями, что и подтверждается тем, что хотя машины 305 штук собраны, но к ним нет не только запасных частей, но и значительного количества деталей… Итого: программа 29/30 г. по танкам сорвана…». — За 1927 – 1931 годы, когда происходил выпуск Т-18, было собрано 959 машин. Однако они имели массу технических недостатков, плохо проявили себя в боевых условиях — в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году. Все это в сумме привело к поиску новых идей, — продолжает Мерзляков. В конце 1929 года за границу отправили специальную комиссию. В Британии и США были приобретены образцы легких танков, на их основе в Харькове начали делать колесно-гусеничный БТ (броня шла с Ижорского завода), а в Ленинграде на «Большевике» — Т-26. Однако снова столкнулись с той же бедой: «работа кооперированных заводов» была «совершенно неудовлетворительной». Из-за неполучения от них узлов и деталей ряд участков на заводе имени Ворошилова остановился, программа по выпуску танков была под угрозой срыва… Тем не менее на заводе «Большевик», а затем на заводе № 174 имени Ворошилова за 1930‑е годы было изготовлено 11,5 тысячи Т-26 самых разных модификаций. Они неплохо показали себя на «зимней» войне против Финляндии, в столкновениях с японской армией на Халхин-Голе, у озера Хасан, в гражданской войне в Испании, в Китае. — В архиве мы нашли немало документов, связанных с броней этого танка, которую производили на Ижорском заводе. Декларировалось, что она пуленепробиваемая, но боевые действия в Испании продемонстрировали, что на деле ее можно было пробить выстрелом из самой обычной винтовки. И снова выяснение причин служило поводом для обвинений во «вредительстве». Броню удалось усовершенствовать только к началу 1940‑х годов, — говорит куратор выставки. Представлены на ней и любопытные материалы за подписью директора Кировского завода Исаака Зальцмана — одного из организаторов танкостроения в нашей стране, впоследствии названного «королем танков». В его письме ленинградскому руководителю Андрею Жданову, датированном 6 марта 1941 года, шла речь о легком танке Т-50. «…В результате проведенных нами предварительных испытаний общим километражом 550 км установлена полная надежность работы агрегатов и уверенность в их дальнейшей эксплуатации». Эта модель действительно была достаточно удачной, но до войны успели произвести только пятьдесят экземпляров, затем завод эвакуировали, и выпуск Т-50 возобновить не удалось… Зато был уже тяжелый танк «КВ», производство которого еще до войны наладили на том же Кировском заводе. И, конечно, одним из символов Великой Отечественной войны стал легендарный Т-34. Его производили не в Ленинграде, но его конструктор Михаил Кошкин одно время, в 1934 – 1936 годах, работал в конструкторском бюро ленинградского завода № 185. И, наконец, в качестве итога: многие материалы, представленные на выставке, еще недавно имели гриф «Секретно» и не были доступны историкам. Так что тема танкостроения в довоенном Ленинграде еще ждет своих кропотливых исследователей. Ранее мы писали, что на Обуховском заводе Концерна ВКО «Алмаз-Антей» будут производить сплав Super Duplex 25Cr. Читайте также о том, что Центр детского технического творчества и профессиональной ориентации, расположенный на территории Северо-Западного регионального центра Концерна ВКО «Алмаз-Антей» — Обуховский завод (СЗРЦ), успешно завершил второй учебный год. Напомним, 11 августа Обуховский заводподнял со дна озера элемент уникального образца вооружения - фрагменты полуторатонной торпеды.
Броня крепка. Петербург стоял у истоков отечественного танкостроения
26 сентября 202226 сен 2022
6
4 мин