Прошло 700 лет, но божественная комедия Данте до сих пор волнует своим описанием кругов ада и тайнами загробной жизни. В своё время эта комедия была популярна также, как Библия Лютера и "Наставления" Жана Кальвина. Кстати, комедию стали называть "божественной" гораздо позже. Есть мнение, что первым её так назвал Боккаччо, придя в восхищение от прочитанного. А вдруг Данте имел некий личный мистический опыт, который стал основанием для "Божественной комедии"?
Культовое произведение произвело фурор как и в своё время, так и до сих пор его отголоски встречаются нам, особенно на родине автора. Божественную комедию вряд ли можно назвать «комедией» с точки зрения современного мироощущения, но в далеком XIV веке этому жанру были присущи грустное начало и веселый конец.
В произведении Данте рассказывается о путешествии души из ада в чистилище и затем в рай. Здесь отображается традиционное католическое учение о загробной жизни. Римско-католическая церковь приняла догмат о чистилище через несколько столетий после раскола Церквей в 1054 году. Сам Данте Алигьери был западным христианином, что и сказалось на составе его произведения. Даже неверующего читателя заинтригуют мистические описания кругов ада и его структур, описания чистилища и рая, судьбы некрещеных младенцев и прочие характерные средневековые представления, которые в какой-то мере даже современной католической церковью разделяются.
«Божественная комедия» может стать одним из толчков для переосмысления своего мировоззрения в должном приближении к христианскому, но вряд ли будет интересна православному читателю. У православных христиан есть непосредственные источники о загробной жизни, Страшном Суде и Втором Пришествии. Данте - это литературное произведение, которое не стоит ставить в один ряд с Божественным Откровением.
В Православии нет учения ни о чистилище, ни о каких кругах ада. Есть только рай и ад. Мы не встречаем никакого архитектурного или структурированного по отделам мук описания преисподней, но можно согласиться с местоположение ада глубоко под землей. Это опирается на библейское учение. По слову Давида
"Те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли" (Пс. 62:10).
Святой пророк Исаия, описывая падении Денницы, говорит о подземном расположении ада:
"Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис.14:15). Говоривший в гордости: на небо взойду я, буду подобен Всевышнему (Ис.14:12), низлагается не только в ад, но и в самую последнюю бездну. Слово «восшел» означает здесь, что он и прежде сходил в преисподние места земли (Еф.4:9).
Скорее всего, число девять было выбрано автором не случайно, являясь произведением от двух троек, оно представляется автору как число полноты. Но это был красивый литературный приём, не опирающийся на Свящённое писание.
Как и любое художественное произведение Божественная комедия обладает домыслами и красочными приёмами автора как и любая историческая пьеса. Поэтому можно рассматривать комедию Данте только как художественное произведение, которое, с богословской стороны, просто отражает видение итальянцев средневековья на загробный мир, но не более того.
Прочли до конца? Пожалуйста, не забудьте поставить оценку и подписаться, чтобы не пропускать новые публикации на канале.
#данте #божественная комедия #круги ада #загробная жизнь #рай #ад #царство небесное