ВВЕДЕНИЕ.
Сообщения, как непосредственно о встречах с так называемым «снежным человеком» (реликтовый гоминид (РГ) или, по-русски, леший), так и находки следов его жизнедеятельности в Южной Карелии приходят давно и регулярно. Широко известны события 1989 года в районе н.п. Вещево («Информационные материалы», Вып. 11, № 774). В последние годы был ещё ряд сообщений о наблюдениях РГ из этого региона (н.п. Васкелово, Приморское шоссе, р. Рохма), в частности, от М.Ю. Губина и ещё ряда товарищей («Информационные материалы» Вып. 12, №№ 841 и 842). Запланированная на лето 2020 г. ПР не состоялась в связи с эпидемиологической обстановкой (карантин) и только летом нынешнего года удалось организовать ПР с целью проверки полученных сообщений. Непосредственной целью ПР предполагался осмотр берегов р. Рохма и прилегающей местности на предмет присутствия следов жизнедеятельности РГ (лесная архитектура, отпечатки стоп, рассказы очевидцев и т.д. (Рис. 1).
МАРШРУТ.
Согласно имеющейся топ. карте маршрут предполагался от ж/д платформы «39 км.», Приозёрской ветки Финляндского вокзала, строго на запад на расстояние 4-5 км до реки Рохма и далее по реке в обе стороны с тщательным осмотром береговой линии. На маршрут вышли в 8-00 утра.
Личный состав ПР «Карелия-1»
В работе отряда приняли участие два человека, а именно (по алфавиту):
1 – Акоев Николай Николаевич (Рис. 2-а),
2 – Перелыгин Максим Александрович (Рис. 2-б).
Непосредственно на месте план поиска пришлось сразу же изменить, так как имеющаяся карта оказалась сильно устаревшей, а навигатор также часто показывал цены на дрова. Ориентировались по солнцу (благо погода стояла жаркая и солнечная, до 32 ° по Ц). Попытка подойти к р. Рохма с востока не удалась, так как группа сразу же упёрлась в непроходимое моховое болото. Вторая попытка выйти к реке в районе обозначенного на карте моста была более удачной. Тропа сразу же привела к колодцу* с крестом (Рис. 3 и 4). От колодца была сделана вторая попытка подойти к р. Рохма с востока, но и она закончилась неудачей, все тропы заводили в топь. Решено было обойти болото с севера по лесной просеке, идущей от н.п. Екатериновка на запад севернее «Большого болота» (как оно было обозначено в навигаторе).
*Как оказалось единственный в округе источник чистой воды.
Дорога на север к лесной просеке заняла несколько часов, т.к. приходилось постоянно петлять, обходя топкие места и завалы бурелома. По пути мной был обнаружен маркёр типа «приставной ствол» (Рис. 5).
За это время встретили одного грибника с полной корзиной белых грибов, который сказал, что ничего не знает о р. Рохма (!), так как всю жизнь собирает грибы в одном месте и дал неопределённый совет как выйти к искомой просеке, по которой недавно проложена ЛЭП. Мы, однако, решили, как и прежде идти по карте на север, ориентируясь по солнцу и навигатору. Отойдя примерно 300-400 м от места встречи мы наткнулись на муравейник с отпечатком стопы на нём. След, обнаруженный непосредственно М. А. Перелыгиным, имел характерную для РГ форму – плоскостопый, широкий, особенно в передней части, с разведёнными пальцами и закруглённой пяткой (Рис. 6)
Тёмные зоны на фото являются углублениями на отпечатке – верхняя под плюсневой подушкой, нижняя под пяткой. К сожалению, почвенная структура, расположение следового отпечатка на склоне муравейника,
боковое освещение и яркое солнце не позволили сделать более качественную и убедительную фотографию. В виде дополнительной информации позволяющей представить контур следовой впадины приводится внешний вид гипсовой заливки следа непосредственно на месте (Рис. 7).
Признаков когтей не было. И так как люди по таёжному болоту босиком не ходят, а на медвежий, след был совершенно не похож, то мы предположили, что это пограничный маркёр оставленный молодым экземпляром РГ. Совершенно аналогичные отпечатки следов были ранее обнаружены в республике КОМИ А.В. Поповым (Рис. 8).
Длина обнаруженной М.А. Перелыгиным следовой впадины составляла 23 см, что согласно приведённому ниже графику предполагает рост примерно 1,6-1,7 м. (Рис.9).
Необычными были также насколько муравейников, разрушенных в прошлом году особым способом – путём сдвигания верхушки на себя, что не типично для медведя, который разрывает муравейник, разбрасывая всё по сторонам (Рис. 11).
Следует отметить, что муравейник со следом, три заломленных по середине и пригнутых к земле деревца и муравейник с «рунами» образуют некий комплекс, так как расположены в одном месте на расстоянии не больше, чем 7-9 метров в то время как ближе 300-400 метров ничего подобного не наблюдалось. Также в двух из пяти муравейниках «со сдвигом» из центра торчали небольшие ветки, что также наводит на определённые размышления*. В нынешнем сезоне все муравейники «со сдвигом» были частично восстановлены муравьями.
*Работающие на международной биостанции в Габоне приматологи, изучающие поведение шимпанзе, уже давно зафиксировали использование многими экземплярами шимпанзе орудий труда в виде различных палок и веток, в том числе палочек, которые они вводят в термитники с целью слизывания прилипших к ним термитов. Также изготавливают губки для добывания воды из дупел в виде пережёванных листьев, зажатых в расщеплённом конце ветки, «дротики», в виде заострённой палки для охоты и добывания мёда.
Поскольку вышли мы где-то посередине просеки (у столба ЛЭП № 76) и уже вечерело, а питьевая вода кончилась (было жарко, душно и всё время хотелось пить), в этом месте решили заночевать. М.А. Перелыгин совершил, в прямом смысле подвиг, сходив после тяжёлого дня блужданий по болотам, за 2 км к ж/д за чистой водой к вышеупомянутому колодцу, а я занялся организацией бивуака (поставил палатку, развёл костёр, готовил ужин и пр. мелочи). Поужинали макаронами, заправленными тушёнкой и отваренными белыми грибами. Ночь прошла спокойно и утром выдвинулись на запад по просеке в направлении элитного дачного посёлка «Дубки-1», обходя «Большое болото» с северной стороны. Попытки подойти к р. Рохма с севера также не удались из-за сплошных моховых болот, переходящих в непроходимые топи (Рис. 14). К примерно 14-00 вышли к посёлку «Дубки-1» и, пройдя под палящим солнцем 5 улиц, пересекли весь посёлок и вышли к лесу с западной стороны от р. Рохма (там где в неё впадает речка Ройка, берущая начало в небольшом озере Ройка).
Поскольку возникла дискуссия и некоторые товарищи полагали, что следы могли принадлежать медведям, то ниже приводится передняя часть следа № 2 (на лесной тропе), где ясно видно отсутствие когтей, характерных для отпечатков медвежьих следов (Рис. 16).
Длина второго следа составляла 30,5 см, что соответствует росту примерно в 2,5 м (Акоев 2016). Заночевали на звериной тропе на небольшой лесной полянке рядом с котлованом от старой землянки (Рис. 17).
Ночевали прямо на спальнике, без палатки. Утром сходили к ближайшей болотине с участком открытой воды и с помощью ковша с длинной ручкой начерпали 5 литров мутной болотной воды, которую в дальнейшем профильтровали через чистый носок, вскипятили, опять профильтровали и использовали по назначению. Ничего, можно и так. Поскольку мы убедились, что подойти без специальных усилий непосредственно к берегам р. Рохма невозможно, решили возвращаться. Обратный путь к «Дубкам-1» занял около 3-4 часов по хорошей лесной дороге (Рис. 18). По дороге встретили ещё 2 местных грибников, которые также сказали, что на болота не ходят, так как опасно, а грибов им и так хватает поблизости от их дач. На вопрос: «есть ли тут медведи?», сказали, что: «да видели как-то, но случаев нападения пока не было» (в отличие от тверских мест М.А. Перелыгина, где такие случаи отмечены). Рис. 18 Лесная дорога от дач «Дубки-1» в сторону р. Рохма (фото Н. Акоева). Пройдя н.п. «Дубки-1» в обратном направлении вышли на трассу и на рейсовом автобусе отправились в С-П (б), где, переночевав завершили ПР. Вишенкой на торте была обзорная экскурсия на катере по р. Нева и каналам. Стояла жара, и мы чуть не сварились на этом катере без тента. Зато полюбовались на крейсер «Аврора» (Рис. 19), Ростральные колонны, древнеегипетских сфинксов и Исаакиевский собор с «Медным всадником. Вечером отбыли домой.
ИТОГИ
Найдены два следа, предположительно РГ (лешего): № 1 - подростка на муравейнике длиной 23 см (рост около 1,6 – 1,7 м), № 2 - взрослый экз. на лесной тропе длиной 30,5 см (рост около 2,4 -2,5.
ВЫВОДЫ
Полевая разведка района р. Рохма (Ленинградской области) подтвердила сообщения ряда свидетелей о присутствии в этой локации РГ семьи леших базирующихся, вероятно, в районе «Большого болота».
РЕКОМЕНДАЦИИ
1 Без спец. средств проникнуть в центральную часть болота весьма затруднительно.
2 Следует использовать воздушную разведку в виде дрона с видеокамерой или (весьма желательно) с тепловизором, что весьма перспективно и позволит вести работу с удобного и безопасного места.
3 Возможно приманивание отдельных экземпляров РГ на доступные для поисковиков места.
4 Расспросы местных обывателей не перспективны.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 – Слепок следа № 1 в натуральном виде с нижней стороны (Рис. 20).
2. Обработанный слепок следа № 1 (Рис. 21).
18.09.2022 г. АКОЕВ Н.Н. E – mail: alamas17@yandex.ru
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. АКОЕВ Н.Н. – «Леший» - 2016 г, книга, Изд. «Авторская мастерская», Рис. 5, :16. Электронный ресурс http://alamas.ru/rus/publicat/Leshiy.pdf
2. «ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ» - Вып. № 11, № 774, :20 http://www.alamas.ru/rus/news/11.pdf
3. «ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ» - Вып. № 12, № 841, :9 http://www.alamas.ru/rus/news/vipusk12.pdf
4. «ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ» - Вып. № 12, № 842, :10 http://www.alamas.ru/rus/news/vipusk12.pdf