Найти тему
Культурный Хаос

Забыть невозможно, запомнить нельзя: фокусы с памятью Кристофера Нолана

Главный герой фильма «Помни», Леонард Шелби, страдает от редкого психического расстройства — антероградной амнезии. Он помнит свое имя, кем он был раньше, но не способен запоминать события, которые случились недавно, пятнадцать минут назад.

«Помни» (Memento, 2000)

Произошло это после того, как двое бандитов изнасиловали и убили его жену. Во время инцидента Леонард получил удар по голове. Он помнит, что преступников было двое, но полиция не смогла найти второго бандита. Тот остался на свободе. Дело было закрыто и с тех пор главной целью Леонарда стала идея мести.

Гай Пирс в роли Леонарда. Главный геро использует полароидные фотографии, чтобы контролировать провалы собственной памяти. Кадр из фильма «Помни», режиссер Кристофер Нолан
Гай Пирс в роли Леонарда. Главный геро использует полароидные фотографии, чтобы контролировать провалы собственной памяти. Кадр из фильма «Помни», режиссер Кристофер Нолан

Леонард занялся собственным расследованием, но проблемы с кратковременной памятью создают огромные препятствия. Через несколько минут после разговора он не может вспомнить ни имя человека, с которым он разговаривал, ни саму тему разговора. Каждое утро начинается для него с кошмара — он не понимает, где находится и как здесь оказался. Чтобы решить эти проблемы Леонард записывает важные события и факты на фотографиях мест и людей — название мотеля, в котором он живет, имена персонажей, с которыми он общается. Эти фотокарточки он всегда носит в кармане пиджака. Самую важную информацию о своей жизни он дублирует на своем теле в виде татуировок.

Память и иллюзии, связанные с ней, — один из главных мотивов в творчестве режиссера Кристофера Нолана. В течение всей истории литературы и кино писатели и сценаристы ломали голову над вопросом построения сюжета. В «Помни» Нолан подошел к этой проблеме радикально. Сюжет фильма абсолютно нелинеен. Мы узнаем о причинах поступков главного героя, двигаясь от одной сцены к другой задом наперед, от настоящего к прошлому. Каждая новая сцена в фильме будет начинаться не там, где закончилась предыдущая в хронологическом плане, а там, где закончится следующая в плане сюжетном. Постепенно, эпизод за эпизодом, этот клубок распутывается и в финале перед зрителем возникает полная картина.

-2

Иногда кажется, что Нолан специально снимает свои фильмы так, чтобы зрители пересматривали их несколько раз. Сначала для ознакомления с сюжетной линией, затем идет пересмотр в собственной зрительской голове, где мозаика фактов и событий собирается в непрерывную линию. В третий раз мы смотрим фильм совершенно другими глазами и все равно это продолжает быть интересным — каждый раз нам открываются нюансы, которые были незаметны при предыдущем просмотре. «Помни» стоит в одном ряду с такими картинами как «Гражданин Кейн» и «Криминальное чтиво»- там Уэллс и Тарантино также играют с сюжетом, пытаясь найти нестандартные пути его развития.

Орсон Уэллс: революционер в истории кино
Культурный Хаос14 августа 2022

Сам Нолан так комментирует «Помни»:

Весь фильм — это взгляд внутрь: в личную реальность человека, в его жизнь; взгляд в то, с чем вынужден постоянно бороться человек: сам с собой и, конечно, с окружающей реальностью тоже. Кроме того, это взгляд на жизнь и мысли человека, чьё восприятие реальности и чей способ жизни полностью отличается от общепринятого. И я очень надеюсь, что мы поможем задуматься над собственным подходом к жизни. «Помни» — это взгляд внутрь, но это также и возможность взглянуть на мир глазами другого человека.
Керри-Энн Мосс сыграла роль Натали, знакомой Леонарда. Нолан выбрал ее на эту роль после ее работы в «Матрице» братьев Вачовски
Керри-Энн Мосс сыграла роль Натали, знакомой Леонарда. Нолан выбрал ее на эту роль после ее работы в «Матрице» братьев Вачовски

В детстве на режиссера сильно повлияли такие картины как «Космическая одиссея» Кубрика и «Звездные войны» Лукаса. Снимать первые любительские фильмы Нолан начал уже в семилетнем возрасте, одолжив у отца восьмимиллиметровую камеру и используя в качестве реквизита все подручные средства. Профессиональный прорыв случился в 1998 году после выхода картины «Преследование», которая принесла Нолану несколько престижных наград. Бюджет фильма составил всего 6 тысяч долларов.

Никому ещё не удавалось, начав свою карьеру с победы на фестивале альтернативного кино в Роттердаме, стать одним из самых кассовых режиссёров в мире, да ещё и остаться для широких масс таинственным экспериментатором.
Антон Долин, кинокритик

Нолан является примером того, как в общем-то из обычной истории про «преступление и наказание» можно сделать новаторское авторское кино, которое при этом попадет в широкую целевую аудиторию. Его фильмы не просты в плане сюжетов, но каждый новый проект режиссера собирает полные залы кинотеатров и номинации как на европейских кинофестивалях, так и на «Оскара».

Что посмотреть еще:

«Начало» (2010), Кристофер Нолан

«Бойцовский клуб» (1999), Дэвид Финчер

«Машинист» (2003), Брэд Андерсон

«Вечное сияние чистого разума» (2004), Мишель Гондри

«Престиж» (2006), Кристофер Нолан

«Транс» (2013), Дэнни Бойл

«Малхолланд Драйв» (2001), Дэвид Линч

«Необратимость» (2002), Гаспар Ноэ

«Преследование» (1999), Кристофер Нолан

«Помнить» (2015), Атом Эгоян

-4
«Культурный хаос». Содержание и цели
Культурный Хаос18 сентября 2022

#кино #нолан #авторскоекино