Найти тему

Внутренний критик СУПЕРГЕРОЯ. Смыслы фильма "Бёрдмен"

Кто только не похвалил «Бёрдмена». И он стоит каждого хвалебного слова. Престижных наград столько, что можно сбиться со счету, 9 номинаций на «Оскар», в итоге 4 премии: одна у оператора Эммануэля Любицки и три у режиссера Алехандро Иньяритту - за лучший фильм, сценарий и постановку. И всё заслуженно. Это действительно то самое настоящее искусство. Кино смотрится на одном дыхании.

Снято в Нью-Йорке, в реальных условиях, безо всяких декораций или модной нынче зеленой тряпки - хромокея, на котором потом рисуют декорации. Причем, снято за смешные для Голливуда 18 миллионов долларов и за три с лишним недели. Смонтировано, то есть окончательно готово к просмотру, всего за две недели.

Потрясающий сценарий, невероятная актерская игра, особенно хороши исполнитель главной роли - Майкл Китон и сыгравший роль стареющего актера, у которого уже во всех смыслах, ни на что не стоит, Эдвард Нортон. Тема творческого человека и его мучений в этом мире, что называется, полностью раскрыта.

Получилась отменная черная комедия, трагичная, но при этом легкая, атмосферная, почти невесомая. Впрочем, хорошие режиссеры рано или поздно всегда умеют избавляться от этого псевдо-наследия арт-хаусного кино, когда некоторым авторам кажется, что чем мрачнее и ужаснее снято, тем лучше. Здесь этого, к счастью, не найти. Зато есть интересный ход с саундтреком, которого словно бы и нет, какие-то обрывки звуков, как в жизни, разговоры, разговоры - и эта камера, которая просто ведет тебя за собой, длинные планы, интересные диалоги и, за что особая благодарность, никакого пафоса и при этом столько вдохновения и иронии.

Итак звезда Голливуда, когда-то блиставший в роли Супермена Бёрдмена - стареющий актёр Ригган Томсон решается выйти из кино - на театральную сцену – поставить и сыграть на Бродвее пьесу «О чем мы говорим, когда говорим о любви». Нужно ли это делать, или вернуться в кино? Как завоевать былую славу и заработать денег? Как поставить спектакль так, чтобы публике понравилось? Как сыграть так, чтобы литературные критики не унизили тебя перед всем миром и вдобавок не растоптали всё, чему ты отдал так много самого себя? Вот о чём думает наш герой накануне премьеры. И ему очень "помогает" в этом сомневающийся Супермен Бердмен, который постоянно преследует актёра, задавая ему эти вопросы и обвиняя в неспособности быть лучше.

И об этом "лучше" размышляют и другие артисты. Ведь если ты выбрал публичную профессию, хочешь того или нет, ты поставил себя в зависимость от мнения зрителей. А ещё семья, дети, которые то ли сами такими выросли, то ли просто не хватило внимания. И все время безграничная зависимость: актер зависит от режиссера, режиссер - от критики, критики – от своих редакторов, редакторы - от своего руководства.

Ты теперь должен все время доказывать себе и другим, что ты чего-то стоишь.

«Я всю жизнь мечтала играть на Бродвее, - говорит героиня Наоми Уотс, - и вот я здесь, но до сих пор жду, как маленькая девочка, когда кто-то подойдет ко мне и скажет: «Ты молодец».

Так и вижу, как режиссер этой картины произносит вот эти слова, неуверенно улыбаясь нам с экрана.

Конечно, он молодец, у него три «Оскара» и масса позитивной критики, но что будет в следующем фильме, который он снимает прямо сейчас. А вдруг следующая картина не понравится никому и он снова будет пытаться доказать другим и себе, что он, вообще-то, хороший режиссер... что он... молодец.

Бесконечные терзания и ещё этот внутренний голос, который порой ругает тебя хуже любого недоброжелателя. Тот, что нынче модно называть Внутренним Критиком.

Актер Майк Шайнер в блистательном исполнении Эдварда Нортона эти внутренние муки творчества просто заливает алкоголем. Ригган Томсон понемногу сходит с ума, разговаривая с со своим Критиком - Бёрдменом и пытаясь «взлететь». И ты смотришь за ходом картины - и не можешь оторваться. Режиссер оставит финал открытым, чем заставит тебя продолжить свои размышления, свой внутренний диалог об этом фильме и о жизни.