Рош ха-Шана, еврейский Новый год, является одним из самых священных дней в иудаизме. Рош ха-Шана буквально переводится как "голова года" или "первый в году". Праздник отмечают в первый день тишрея, седьмого месяца еврейского календаря, который приходится на сентябрь или октябрь.
В еврейском календаре новый год выпадает на седьмой месяц, но сам календарь начинается с месяца нисан (март-апрель).
В Рош ха-Шану иудеи отмечают сотворение мира, день также знаменует начало Дней благоговения, 10-дневного периода размышлений и покаяний, кульминацией которого является главный иудейский праздник Йом Кипур, также известный как День искупления. В Йом Кипур бог взвешивает все поступки человека за прошедший год и выносит ему окончательный приговор, предназначение на следующий год. Рош Ха-Шана и Йом Кипур являются святыми днями в иудаизме.
Продолжительность Рош ха-Шана
В этом году (2022) Рош ха-Шана начинается в воскресенье, 25 сентября, и заканчивается вечером вторника, 27 сентября. Точная дата Рош ха-Шана меняется каждый год, поскольку основана на еврейском календаре, где она начинается в первый день седьмого месяца. Рош ха-Шана почти всегда приходится на сентябрь или октябрь.
Согласно еврейским подсчетам, бог сотворил мир ровно 5783 года назад. Это не единственная библейская хронология. Существуют также византийская (5509 до н.э.), ватиканская (3984 г. до н.э.), александрийская (5501 до н.э.) и другие. На Руси долгое время использовали византийское летоисчисление, поэтому на многих памятниках можно увидеть даты с семью тысячами лет от сотворения мира.
История и значение Рош ха-Шана
Рош ха-Шана явно не упоминается в Торе (первые пять книг Ветхого Завета), основополагающем религиозном тексте иудаизма. Однако в Торе упоминается священное событие, которое начинается в первый день седьмого месяца еврейского календаря примерно в то время, когда запланирован Рош ха-Шана. Праздник могли отмечать еще в 6 веке до н.э., но название "Рош ха-Шана" впервые появляется в Мишне, еврейском своде законов, составленном в 200 году н.э.
Согласно библейской космологии, Рош ха-Шана не является новым годом в светском понимании, праздник скорее знаменует день "рождения" мира, потому что именно в этот день бог сотворил мир.
Согласно традиции, бог судит всех существ в течение 10 Дней благоговения между Рош ха-Шана и Йом Кипуром, решая, будут ли они жить или умрут в наступающем году. Иудейский закон учит, что бог вписывает имена праведников в "книгу жизни" и приговаривает нечестивых к смерти. Люди, которые колеблются между двумя категориями, должны до Йом Кипура совершить "тшува" - покаяние.
В отличие от светских новогодних праздников, которые часто представляют собой шумные вечеринки, Рош ха-Шана - это спокойный и созерцательный праздник. Некоторые конфессии отмечают Рош ха-Шана в течение одного дня, а другие - в течение двух дней. Работа запрещена. Иудеи проводят большую часть праздника в синагоге: читают молитвы, поют религиозные песни.
Звук шофара - трубы, сделанной из бараньего рога, - является неотъемлемой и символической частью как Рош ха-Шана, так и Йом Кипура. Звук древнего инструмента служит призывом к покаянию и напоминанием евреям о том, что бог - их царь и судья.
После окончания религиозных служб многие иудеи возвращаются домой на праздничную трапезу. Некоторые предпочитают носить новую или специальную одежду и украшать свои столы изысканной сервировкой. Трапеза обычно начинается с церемониального зажигания двух свечей и включает в себя блюда, символизирующие позитивные пожелания на новый год.
Обычаи и символы Рош ха-Шана
Один из самых популярных обычаев Рош ха-Шана включает в себя вкушение ломтиков яблок, обмакнутых в мед, иногда после произнесения специальной молитвы. Древние евреи верили, что яблоки обладают целебными свойствами, а мед символизирует надежду на то, что новый год будет сладким.
В шаббат (еврейскую субботу) и другие праздники евреи едят буханки традиционного плетеного хлеба, известного как хала. На Рош ха-Шана хала часто выпекается в круглой форме, чтобы символизировать либо цикличность жизни, либо корону бога. Иногда в тесто добавляют изюм для сладкого нового года.
Некоторые евреи практикуют обычай, известный как ташлич, при котором они бросают кусочки хлеба в текущую воду во время чтения молитв. Когда хлеб, символизирующий грехи прошлого года, сметается водой, те, кто участвует в обряде, духовно очищаются и обновляются.
Иудеи приветствуют друг друга в Рош ха-Шана еврейской фразой "Шана това", что переводится как "хорошего года". Это сокращенная версия приветствия на Рош ха-Шана: "Ле-шана това тикатев вэ-тихатем" ("Пусть ты будешь вписан и запечатан на хороший год").
Мои ВК и Ютуб. Поддержать автора ☕.