Найти в Дзене
Газета "РВС"

Как мотивировать современных детей читать

Оглавление

В настоящее время родители бьют тревогу, что большинство современных подростков совсем не хотят читать и предпочитают фильмы, гаджеты книгам. Педагог-психолог АОУ СОШ № 4 Надежда Расковская рассказала об этом и дала несколько ценных советов.

– Мы, взрослые, искренне понимаем пользу чтения, понимаем и то, что читающие дети лучше адаптируются в социуме, увереннее в себе, являются более интересными собеседниками, лучше понимают себя, имеют широкий кругозор, у них более развито образное мышление, что помогает в решении как математических, так и других сложных, в том числе и жизненных задач. И, конечно же, хотим, чтобы наши дети выросли умными, культурными, высоконравственными гражданами нашей страны, – начала объяснение педагог-психолог.

Она отметила, что взрослые прикладывают усилия для того, чтобы их ребенок читал, был самостоятельно заинтересован чтением и получал от этого удовольствие, а также огромную пользу. Но на деле получается, что такая проблема существует, а значит – это не так просто детям, как кажется взрослым, и тут нужно разобраться в причинах отказа от чтения.

На самом деле этих причин достаточно много, и в каждом отдельном случае они разные. Надежда Расковская подробнее акцентировала на этом внимание.

Причины, почему ребенок не хочет читать

Это могут быть физиологические причины, речь идет о сложности обработки мозгом многочисленных символов в книге, т. е. ребенку требуется более длительное время для того, чтобы соединить буквы в слоги, слоги в слова и слова в предложения (такая особенность не является патологией), а для развития структур мозга и более ускоренного чтения необходимо систематически давать детям дошкольного возраста и младшего школьного возраста тренироваться и отрабатывать навык чтения.

В дальнейшем у ребенка вырабатывается привычка читать, и текст, с которым сталкивается ребенок, ему становится более понятным и интересным. Только тогда, когда ребенку действительно интересно то, о чем он читает, в лимбической системе головного мозга, которая отвечает за эмоции, происходит накапливание положительных эмоций от процесса чтения, и этот процесс автоматически из сложного переходит в приятный и увлекательный, появляются мотивация и интерес к книге, как к времяпрепровождению.

В противном случае ребенок при первой же возможности меняет книгу на что-то другое, ведь потребность в получении новой информации у человека большая.

Если речь идет о подростке и если упущено время в младшем школьным возрасте, то ситуацию тоже можно исправить.

Подростковый возраст – это особый период в развитии личности, психики, физиологического состояния человека. Это как перенастройка, и ребенку как никогда требуются поддержка, терпение и понимание родителей. Например, тревожность тоже влияет на чтение. При тревожности воспринимать текст сложно из-за общего снижения ресурсов коры головного мозга. Стресс, усталость, возбудимость – они не дают читать с увлечением. Когда этот период затянулся, то человек избегает длинных текстов и не может сосредоточиться на чтении.

– Сегодня я не стану раскрывать особенности возрастного периода, но еще раз подчеркну, что если у ребенка будут доверительные отношения хотя бы с одним из родителей, то ему значительно проще будет пережить этот период, а значит, и проблему с нежеланием читать тоже можно решить, нужно только лишь найти правильный подход к вашему ребенку, – отмечает педагог-психолог.

Надежда заметила, что можно обойтись советами, как мотивировать ребенка читать и т. д., но без индивидуального подхода это не работает.

– Из личного профессионального опыта могу сделать вывод: только тогда, когда ребенок чувствует себя в безопасности, расслаблен и понимает, что им искренне (дети очень чувствуют искренность) интересуются и хотят помочь, он начинает рассказывать о своих трудностях, и только после того как вместе с ним вы находите решение его проблемы, ему становится легче и он начинает доверять.

В этом состоянии у ребенка со взрослым формируется особая связь, и в этот момент можно договориться (вернусь к нашей теме), каким образом ему наладить, возможно, с вашей помощью, возможно, самостоятельно процесс чтения. Важно спросить, что именно вызывает сложности в чтении книг… Ведь как бы ни сопротивлялся ребенок чтению книг, на самом деле он испытывает стыд, если ему трудно читать.

Некоторые дети готовы поддерживать имидж хулигана, лишь бы скрыть то, что другие назовут «тупостью». И хуже того, с трудом читающие дети уже в подростковом возрасте искренне считают себя «тупыми», не хотят учиться и убеждают окружающих, что им это все не нужно и «лень». Это доказывает еще раз, что ребенку нужна помощь, и своевременная.

Думаю, будет правильным разъяснить ребенку некоторые факты о пользе чтения, – подчеркнула педагог-психолог.

Польза от чтения книг

Чтение – это сложный интеллектуальный процесс, который реализовывается на протяжении очень большого количества времени. Может возникнуть вопрос: а зачем нашему мозгу тратить так много усилий на то, чтобы читать, какова от этого практическая польза?

  • В настоящее время есть большое количество исследований, которые доказывают, что чтение приводит к формированию большого количества нейронных связей в мозге, которые позволяют нам не просто эффективнее читать, не просто эффективнее объяснить то, что происходит в мире, но и решать очень сложные задачи, в том числе и математические. А это значит, что чем больше мы будем читать, чем более разноплановыми будут те тексты, с которыми мы будем сталкиваться, тем более сложная система нейронных связей будет формироваться в нашем мозге и тем более сложные вопросы мы сможем решать.
  • Чтение повышает самоуважение, раскрывает внутренний мир ребенка, вырабатывает жизнестойкость, уверенность в себе, человек становится более самостоятельным, появляются новые увлечения и интересы, улучшается грамотность, формируется умение высказывать собственные мысли, учит критическому мышлению, прорабатывает психологические травмы, расширяет кругозор, учит общению, дает возможность мечтать и ставить краткосрочные и долгосрочные цели.
  • Нужно обеспечить психологический покой ребенку, что также поможет ему творчески подойти к решению любых вопросов, в том числе и чтению.
  • – Обратите внимание на режим сна и бодрствования, на общее физиологическое состояние, на отношения в социуме (друзья, педагоги, неприятели), поскольку общее угнетенное состояние и стрессовое состояние не способствуют приобретению навыков чтения, – рекомендовала Надежда Расковская.

Как заинтересовать подростка чтением

– Выбирайте интересные книги вместе.

– Смотрите экранизации и сравнивайте с книгой.

– Читайте вместе с ребенком – это будет отличным способом сблизиться и понимать друг друга.

– Показывайте хороший пример – выделяйте себе время для чтения, устраивайте соревнования «Кто быстрее прочитает книгу».

– Предложите вашему ребенку вместе с друзьями одновременно читать одну и ту же книгу.

– Предлагайте прослушивать аудиокниги, это тоже способствует развитию образного мышления.

– Помогают приятные ритуалы (чай, плед, приятная музыка) перед сном. Можно предложить ребенку самостоятельно выбрать время, когда ему это будет удобно.

– Систематически каждый день начинать читать по 15-20 минут в день, развивать привычку к чтению.

– Хвалите ребенка за его труд, просите, чтобы он с вами поделился прочитанным.

Типичные ошибки родителей

– Не стыдите. Вина и стыд еще больше заставляют не любить себя, и тогда вырастает человек, не уверенный в себе.

– Не давайте слишком сложные книги.

– Не наказывайте чтением.

– Просматривайте совместно фильмы, комментируйте, разбирайте, обсуждайте. Хорошие впечатления от просмотренного фильма тоже остаются надолго в памяти, и мозг работает так же активно, как и при прочтении интересной информации.

– Не критикуйте ребенка, не торопите – ребенок может бояться вас, а это стресс.

– Не сравнивайте ребенка с другими. Критику по поводу чтения он воспринимает как обвинения в тупости. От этого просыпается обида, а не любовь к книге.

– Очень ВАЖНО поддерживать положительный психологический климат в семье! Этот фактор очень влияет на эмоциональное состояние ребенка. У жизнерадостного, открытого ребенка больше ресурсов для общего развития, нежели у ребенка с подавленной самооценкой и угнетенным состоянием.

Уважаемые родители, вспомните ваш личный опыт, как вы пришли к пониманию о ценности чтения, расскажите вашу историю знакомства с интересной книгой и какие ощущения вы испытывали в тот момент, как повлияла на вас книга, – это будет честно и очень важно для ребенка!подытожила педагог-психолог школы № 4.