Найти тему
phobosov

Сериал Dahmer (Netflix) и страсть неведения

Пишу очередной текст о кино, в попытке что-то важное о нём сказать, одновременно не портя спойлерами удовольствия тем, кто его еще не смотрел. 

Я бы сказал, что это Большое кино о великой страсти, открытой психоанализом - страсти неведения. 

Не правда ли, очень странно говорить о неведении как о страсти, ибо чисто автоматически мы мыслим её как бы в страдательном залоге, как проявление пассивности, в то время как страсть - это порыв, что-то захватывающее субъекта и толкающее его к активности. 

Чтобы в этом разобраться, давайте двигаться последовательно:

Приходящий к аналитику - это человек, захваченный своими страстями, страдающий от своих симптомов, а также от незнания, неведения, имя которому бессознательное. 

Фрейдовское лечение - это лечение знанием, которое ещё необходимо обнаружить в процессе работы. Само именование «бессознательное» подразумевает присутствие того, что знанию противится. Отсюда фрейдовская психоаналитическая работа - и есть поиск знания, которое субъект знает, не отдавая себе в этом отчёта. Но то, что он при этом уж точно не знает, так это то, что его игнорирование - результат действия его собственной воли (Лакан отметит в 50-х годах, что это игнорирование, непризнание, носит фундаментальное значение и лежит в основе расщепления, в результате которого выделяются Я и субъект, сознательное и бессознательное). 

Итак, вернёмся к обратившемуся к аналитику пациенту, захваченному страстями и страдающему от игнорирования, названного бессознательным. Фрейд, предлагающий поиск утраченного знания, очень быстро обнаруживает, как страсти благополучно начинают царствовать в кабинете, и он назовёт этот феномен переносом: пациент начинает любить и ненавидеть своего аналитика. Но все ли это страсти? Лакан в 54 году отметит, что эти две страсти, проявляющие себя в кабинете, немыслимы без третьей, и являются её неотъемлемой частью - игнорирование, нежелание знать. Сформулирую совсем просто: нежелание знать идёт об руку и образует единое целое с любовью и ненавистью: я страстно люблю и ненавижу во имя нежелания знать. Неслучайно большинство неудачно проведенных психоанализов заканчиваются как раз тем, что в силу неразделённой любви или будучи захваченным ненавистью, пациент покидает аналитика, продолжая не знать тайну своего бессознательного, страсти объединяются друг с другом подобно партнёрам. 

Но значит ли это, что знание - это безусловное лечение, что оно предлагает универсальный ответ?

У знания есть предел, бессознательное не может раствориться в аналитической работе, оно, его существование, не только причина симптома, но и само условие человеческого бытия. Страсть неведения сохраняет человеческое Я, его статус кво, но она порой требует очень серьёзных жертв. И об этом, мне кажется, этот фильм. 

Мы ничего не хотим знать о том, что может быть узнано для того, чтобы продолжать не знать то, что не может быть познано. Мы не хотим знать там, где знание обнаруживает свои границы. 

Попробуйте поместить маньяка в точку чистого знания. 

Почти спойлер: Лакан размещает страсть неведения в точку пересечения реального и символического. Это будет как раз та точка, где можно либо создать мемориал, либо оставить пустырь. 

Это текст замануха чтобы пригласить посмотреть кино, возможно позже напишу второй текст более подробный.