Технологии приходят в жилищно-коммунальное хозяйство и меняют его. Как проходит цифровая трансформация отрасли и когда российские города станут умными, обсуждают эксперты в материале на ресурсе Сбер Про.
Росводоканал представляет IT-директор Группы компаний Сергей Путин.
Сейчас около 15% управляющих компаний (УК) и товариществ собственников недвижимости (ТСН) используют инструменты автоматизации.
Всё больше появляется предприятий, которые хотят расширять бизнес и чувствуют потребность в новых технологиях.
«Уровень цифровизации в ЖКХ разный. Наиболее развиты предприятия больших холдинговых групп. Их монетизация происходит за счёт масштабности бизнес-модели или при поддержке Муниципальных унитарных предприятий (МУП) с сильными руководителями. Лидеры автоматизации — представители энергетической отрасли. В водоканалах и мусороперерабатывающих организациях процессы цифровизации менее развиты, но эти сегменты имеют потенциал», — считает Сергей Путин.
По словам Путина, уже есть все необходимые IT-технологии и готовые цифровые решения, чтобы отрасль перешла на новый уровень.
Основой цифровизации в ЖКХ можно назвать электронный документооборот.
Во многих домах учёт до сих пор идёт вручную: жители снимают показания счётчиков и бросают квитанцию в специальный почтовый ящик. Потом работник управляющей компании вносит их в систему, но часто из-за человеческого фактора данные оказываются некорректными.
На базе автоматизированного учёта строится дальнейшая цифровизация ЖКХ, в которой можно выделить три основных направления.
Коммуникации с пользователями
Обслуживание домов и сетей
Внутренние процессы предприятий ЖКХ
Они тесно связаны и напрямую влияют друг на друга. Например, сейчас активно внедряются омниканальные платформы для взаимодействия жителей с ТСН и УК.
В частности, «Домопульт» (принадлежит «Росводоканалу»). Система имеет мобильное приложение для собственников и арендаторов, где можно оплачивать коммунальные и другие услуги, подавать заявки. В ней есть кабинет управляющего, онлайн-диспетчерская, приложения для поставщиков и подрядчиков.
Другой аспект цифровизации — искусственный интеллект и роботизация. Например, в Росводоканале уже несколько лет телеинфпекцию делают роботы.