Найти тему
Доступная вода

Цифровизация ЖКХ или «все включено» для клиентов, инфраструктуры и рабочих процессов

Иллюстрация с официального микростока
Иллюстрация с официального микростока

Технологии приходят в жилищно-коммунальное хозяйство и меняют его. Как проходит цифровая трансформация отрасли и когда российские города станут умными, обсуждают эксперты в материале на ресурсе Сбер Про.

Росводоканал представляет IT-директор Группы компаний Сергей Путин.

Сейчас около 15% управляющих компаний (УК) и товариществ собственников недвижимости (ТСН) используют инструменты автоматизации.

Всё больше появляется предприятий, которые хотят расширять бизнес и чувствуют потребность в новых технологиях.

«Уровень цифровизации в ЖКХ разный. Наиболее развиты предприятия больших холдинговых групп. Их монетизация происходит за счёт масштабности бизнес-модели или при поддержке Муниципальных унитарных предприятий (МУП) с сильными руководителями. Лидеры автоматизации — представители энергетической отрасли. В водоканалах и мусороперерабатывающих организациях процессы цифровизации менее развиты, но эти сегменты имеют потенциал», — считает Сергей Путин.

По словам Путина, уже есть все необходимые IT-технологии и готовые цифровые решения, чтобы отрасль перешла на новый уровень.

Основой цифровизации в ЖКХ можно назвать электронный документооборот.

Во многих домах учёт до сих пор идёт вручную: жители снимают показания счётчиков и бросают квитанцию в специальный почтовый ящик. Потом работник управляющей компании вносит их в систему, но часто из-за человеческого фактора данные оказываются некорректными.

На базе автоматизированного учёта строится дальнейшая цифровизация ЖКХ, в которой можно выделить три основных направления.

Коммуникации с пользователями

Обслуживание домов и сетей

Внутренние процессы предприятий ЖКХ

Они тесно связаны и напрямую влияют друг на друга. Например, сейчас активно внедряются омниканальные платформы для взаимодействия жителей с ТСН и УК.

В частности, «Домопульт» (принадлежит «Росводоканалу»). Система имеет мобильное приложение для собственников и арендаторов, где можно оплачивать коммунальные и другие услуги, подавать заявки. В ней есть кабинет управляющего, онлайн-диспетчерская, приложения для поставщиков и подрядчиков.

Другой аспект цифровизации — искусственный интеллект и роботизация. Например, в Росводоканале уже несколько лет телеинфпекцию делают роботы.

Как работают роботы в сетях водоснабжения и водоотведения