Существует среди людей забавная категория персонажей, любящих рассуждать о том, что, в связи с развитием технологий, человеческое общество, а с ним и Россия, перешли в постиндустриальный период. Со слов таких персонажей выходит, что необходимость в создании промышленных предприятий отпала, а для поддержки жизнедеятельности социума вполне достаточно развивать сферу услуг, и, чтобы было что кушать, сельское хозяйство. Судя по всему, в мозгу этих теоретиков рисуется следующая картина: голубеет небо, высятся деревья, зеленеют до самого горизонта луга, на которых пасутся под присмотром очаровательных пастухов и пастушек с ноутбуками и смартфонами, овечки, или какая другая скотина… Ни дать ни взять – буколика! И не портят эту дивную картину ни извергающие дым заводские трубы, ни линии электропередач…
На мой взгляд, жить подобными представлениями могут только люди крайне недалёкие, не задумывающиеся о том, откуда берутся используемые ими автомобили и компьютеры, мобильные телефоны и бытовая техника. Ведь, на самом деле, индустрия никуда не делась. В некоторых случаях, по тем или иным причинам, она сменила прописку, переместившись в другие страны. Однако, если есть готовый продукт, значит, где-то существует и завод, на котором этот продукт произведён.
Ну, разместили европейские и американские предприятия часть производственных мощностей в Китае, Таиланде, Малайзии или Индонезии. Ну, работают на этих предприятиях не жители Детройта, Лиона или Мюнхена, а жители Азии или Полинезии. Тем не менее, промышленность продолжает жить и функционировать, поскольку она и только она в состоянии производить готовый продукт, продав который можно получить деньги. Что до сферы обслуживания, то она является лишь инструментом перераспределения доходов, полученных в результате промышленной деятельности.
Меня, как гражданина России, в первую очередь интересует и волнует то, что происходит в моей стране. Поэтому, когда с высокой трибуны прозвучала знаменитая фраза одного из идеологов перестройки, Егора Гайдара, «Да кому нужны ваши станки?! Понадобятся – купим», я, как человек здравомыслящий, напрягся. К огромному сожалению, мои опасения сбылись. В последующие десятилетия был взят курс на разрушение российской промышленности. Плоды этой политики мы пожинаем уже сегодня. Когда длившийся тридцать лет роман с Западом закончился, выяснилось, что самостоятельно Россия не в состоянии производить ни автомобили, ни самолёты, ни поезда, ни компьютеры, ни бытовую технику… В своём развитии страна оказалась отброшена минимум на полвека назад. Вот такая получилась постиндустриализация…
Но, может быть, всё дело в том, что на пути реформирования экономики РФ были допущены ошибки, исправив которые можно всё изменить к лучшему? Давайте поразмыслим. Моё мнение, которое может попытаться оспорить любой, кто с ним не согласен, таково, что Россия, по целому ряду причин, обречена быть индустриальным государством. Судите сами.
Начнём с климата. Российская Федерация занимает обширные территории, где средняя температура в зимний период составляет -11 °C, а средняя минимальная -24 °C. И это значит, что жилые и рабочие помещения надо отапливать. Разумеется, можно вернуться к печному отоплению. Но тогда придётся отказаться от строительства многоэтажных зданий и проживания в комфортабельных многокомнатных квартирах. И в этом случае будет так, как на размещённом ниже фото.
Желающие жить в постиндустриальном мире могут посетить город Мышкин и там, в экспозиции музея деревянного зодчества, посмотреть, как выглядела в XVII веке изба бирюка. Площадь всего помещения – от силы 5 квадратных метров. Высота потолка – два метра. Места хватает только на то, чтобы поставить кровать, печурку и небольшой столик. Причина такого минимализма очевидна – необходимость сократить расходы на отопление. Но современный человек едва ли захочет жить в таких условиях.
В отличие от тёплых стран, у нас невозможно, просто кинув в землю семечко финиковой пальмы или кокосовый орех, просто дождаться, когда вырастет урожай. Ради того, чтобы было что кушать, в России приходится прилагать усилия: ухаживать за плодовыми деревьями, защищать овощи от заморозков, строить теплицы и тёплые коровники. И даже если кто-то готов всё это делать вручную, ему всё равно потребуются инструменты, которые надо где-то изготовить.
От климата перейдём к расстояниям. Для нашей страны, занимающей огромную территорию, большие расстояния между населёнными пунктами представляют отдельную проблему. Ведь товары, в первую очередь продукты питания, нужно доставлять потребителю.
А значит, необходимы автомобильные или железные дороги и транспорт, который по этим дорогам будет перемещаться, и чем быстрее, тем лучше. Для сравнения, средняя скорость транспорта составляет:
- Гужевого – около 10 км/час.
- Речного – 25 – 30 км/час.
- Железнодорожного – 48 – 50 км/час.
- Автомобильного – 50 – 60 км/час (с учётом существующих ограничений).
Самолёты, понятное дело, летают быстрее. Однако и стоимость доставки грузов по воздуху почти в сто раз выше, чем по земле или воде.
В любом случае транспорт, каким бы он ни был, необходимо производить или закупать, а потом ещё и обслуживать. Поссорившись с Европой и США, современная Россия оказалась лишена возможности приобретать технику в Америке и европейских странах, и была вынуждена обратить свои взоры на восток – в Китай, Турцию. Иран. Да, сейчас эти страны, по крайней мере, по данным СМИ, готовы поставлять нам свои автомобили (насчёт самолётов или железнодорожного подвижного состава – это ещё большой вопрос). Но где гарантия, что роман с Востоком не закончится так же, как роман с Западом? И что тогда?
Не стоит забывать и о том, что промышленные предприятия – это рабочие места. Тем, кто в теме, сама идея о том, что население РФ может существовать исключительно за счёт продажи полезных ископаемых, кажется абсурдной. По имеющимся данным (кому интересно, могут посмотреть здесь) в топливно-энергетическом комплексе РФ, производящем уголь, нефть, газ и электроэнергию, трудится менее двух миллионов человек.
А что делать остальным десяткам миллионов? К тому же, чтобы добывать полезные ископаемые опять же требуется оборудование, которое нужно откуда-то взять.
Исходя из всего вышесказанного, я убеждён, что если Российская Федерация намерена сохранить политическую и экономическую независимость, пора отказаться от бредовой концепции постиндустриального государства, и начать развивать национальную промышленность, создавая собственные заводы, на которых будут производиться свои автомобили, самолёты, теплоходы, поезда, обрабатывающие станки и нефтедобывающее оборудование. А иначе однажды, причём отнюдь не в отдалённом будущем, однажды может оказаться, что никакой России больше нет. Таково моё мнение. А вы с ним согласны или нет?
В статье использованы изображения, взятые из открытых источников. Права на них принадлежат их правообладателям.