Найти тему
FIT BLOG

Давид, оказавшийся сильнее многих Голиафов — 50 лет первой Honda Civic

Скетчи Honda Civic'72
Скетчи Honda Civic'72

В этом году модель Honda Civic отметила 50-летний юбилей. Рассмотрим историю её создания и триумфа. Японская компания Honda начинала свой путь с выпуска мототехники и маленьких семейных и спортивных машин с крохотными моторами.

(Автор текста: Андрей Голубев (aka Anderson1977)

Однако, уже первые конструкции отличались продуманностью и интересными техническими решениями. Набравшись опыта с микрокарами, к началу 1970-х годов компания уверенно и поступательно двигалась вперед к созданию более просторных и еще более успешных машин.

В 1970 году инженеры компании приступили к созданию новой модели, которая бы развивала успех своих предшественниц N360, Z600 и N600. Спустя два года в июле 1972 года миру был явлен новый автомобиль, получивший имя “Civic”, что в переводе с английского значит “гражданский”, ”общественный”. В тот момент никто и представить не мог, насколько успешным предстоит стать ему и его последователям! Надо сказать, что с именем создатели угадали — модель стала на самом деле народной. Что же позволило модели стать невероятно популярной на многих рынках?

Honda Civic 1972-1979 гг
Honda Civic 1972-1979 гг
Honda Civic 1972-1979 гг
Honda Civic 1972-1979 гг

Прежде всего, это грамотный инжиниринг, тщательнейшая проработка конструкции, внедрение передовых технических решений, продуманная компоновка. Самым первым дебютировал 2-дверный 2-объемный седан-фастбек длиной всего 3,54 м. Остальные размеры были такими же скромными – ширина 1,505 м, высота 1,327 м, колесная база 2,38 м. При этом машина стала заметно больше своих предшественниц, перешла в более высокий класс. Если сравнить её с советскими машинами, то Civic был крупнее “Оки”, но меньше “Таврии”.

Honda Civic 1972-1979 гг
Honda Civic 1972-1979 гг
Honda Civic 1972-1979 гг
Honda Civic 1972-1979 гг

Для своих малых габаритов машина получилась на удивление просторной благодаря тому, что инженеры Honda уже набили руку в создании просторных салонов при минимальных габаритах. Рецепт изначально придумал еще в конце 1950-х годов создатель британского шедевра Austin Mini инженер Алек Иссигонис – разнесенные по углам колеса небольшого диаметра, расположенный спереди поперечно мотор, привод на передние колеса. Всё это нашло воплощение и в Honda Civic.

Кстати, и дорожный просвет первого Сивика был на зависть некоторым современным кроссоверам – 178 мм, что позволяло эксплуатировать машину и в сельской местности. А вот багажник был скромным – всего 200 литров.

Компоновка Honda Civic 1972-1979 гг
Компоновка Honda Civic 1972-1979 гг
Схема подвесок Honda Civic 1972-1979 гг
Схема подвесок Honda Civic 1972-1979 гг

Под капотом стоял новый 4-цилиндровый мотор объемом 1170 см3, который развивал мощность 50 л.с. Коробка передач – 4-ступенчатая механическая. Привод – на передние колеса. Колеса были небольшими, 12-дюймовыми. Подвеска всех колес была независимой, передние тормоза – дисковые, задние – барабанные. В салоне были удобные сиденья, передние – с подголовниками. Масса получилась тоже скромной – всего 680 кг. Благодаря этому машинка могла разгоняться до скорости 137 км/ч, на разгон до 100 км/ч уходило 15 с, средний расход топлива составлял всего 5,8 л/100 км. За дополнительную плату можно было получить 2-ступенчатую автоматическую коробку передач Hondamatic.

Рентген-схема Honda Civic 1972-1979 гг
Рентген-схема Honda Civic 1972-1979 гг
Рентген-схема 5-дверного Honda Civic 1977-1979 гг
Рентген-схема 5-дверного Honda Civic 1977-1979 гг

Дизайн кузова получился скромным, но удачным. В нем сочетались хорошие пропорции и сбалансированность. Окна в дверях не имели форточек, зато пассажирские окна могли приоткрываться для вентиляции. Обтекаемость нельзя назвать хорошей – Сх=0,45.

Салон тоже был незатейливым, но функциональным. Руль был большого диаметра и с тонким ободом, а на панели приборов было два крупных циферблата спидометра и тахометра. Вроде бы невзрачная машинка, но она брала не столько внешностью, сколько качеством исполнения и своими высокими потребительскими свойствами, доступностью и низкими затратами в эксплуатации.

Honda Civic 1972-1979 гг
Honda Civic 1972-1979 гг
Панель приборов Honda Civic 1972-1979 гг
Панель приборов Honda Civic 1972-1979 гг

В том же 1972 году стартовали продажи в Европе и в США. В сентябре того же года представили 3-дверный хэтчбек с тем же профилем, который был гораздо практичнее седана. Это был один из первых компактных хэтчбеков в мире, наряду с Renault 5 и FIAT 127.

Honda Civic отлично принял рынок, продажи были высокими, особой любовью машина пользовалась у небогатой молодежи. Машина завоевала множество престижных наград, подтверждавших удачность конструкции. Так, машина трижды (!) становилась “Автомобилем года” в Японии, с 1972 по 1974 год. В 1973 году модель завоевала третье место в европейском конкурсе “Автомобиль 1974 года”, уступив лишь Mercedes-Benz 450SEL и FIAT X1/9 – до этого в этом конкурсе никто из японцев так высоко не поднимался. А в 1974 году авторитетный американский журнал Road Test назвал Civic “Автомобилем года”.

Награждение Honda Civic как лучшего японского автомобиля 1973 года
Награждение Honda Civic как лучшего японского автомобиля 1973 года
3-дверный хэтчбек Honda Civic 1972-1979 гг
3-дверный хэтчбек Honda Civic 1972-1979 гг
3-дверный хэтчбек Honda Civic 1972-1979 гг
3-дверный хэтчбек Honda Civic 1972-1979 гг

Honda Civic считается первым массовым японским автомобилем, который в Европе стал считаться серьезным конкурентом местным компактным машинам. Помимо японских Toyota Corolla и Datsun Cherry, в Европе “Сивику” пришлось столкнуться с такими популярным автомобилями как бессменный Volkswagen Beetle и гениальный Austin Mini, а также с новым поколением малолитражек вроде FIAT 127, Opel Kadett, SIMCA 1100, Citroen Dyane, Austin Allegro, Innocenti Mini, Autobianchi 112, Renault 5, Peugeot 104, Ford Escort, Vauxhall Viva.

Австралийский журнал Wheels в январе 1973 года видел в качестве конкурентов Сивика такие модели как Holden Torana 4, Ford Escort 1100/1300, Datsun 1200, Toyota Corolla, Mazda 1300, Mitsubishi Galant 1300, VW Superbag (именно так “Жук” именовали в Австралии!) и Renault 12.

Реклама Honda Civic 1-го поколения
Реклама Honda Civic 1-го поколения
Реклама Honda Civic 1-го поколения
Реклама Honda Civic 1-го поколения

По стоимости это была весьма доступная и выгодная покупка. Вот цены на Сивик и его конкурентов в Великобритании в 1977 год: Honda Civic 1500 стоил 2506 фунтов, Ford Fiesta 1300 – 2844 фунта, FIAT 127 1050CL – 2239 фунтов, Volkswagen Polo LS – 2699 фунтов, Renault 5TS – 2797 фунтов, Peugeot 104ZS – 2704 фунта, Mini 1275VT – 2429 фунта.

Реклама Honda Civic 1-го поколения
Реклама Honda Civic 1-го поколения
Реклама Honda Civic 1-го поколения
Реклама Honda Civic 1-го поколения

Гамма активно развивалась. Уже в 1973 году появилась версия с новым 1488-кубовым двигателем CVCC (Controlled Vortex Combustion Chamber) мощностью 53 л.с., а также появилась 5-ступенчатая КПП. Двигатель СVCC отличался низким уровнем выброса отработавших газов, и когда в Калифорнии в 1975 году ввели строгие нормы по токсичности двигателей, выяснилось, что Honda Civic с таким мотором прекрасно отвечает этим требованиям, что способствовало еще большей популярности модели. В том же 1973 году стартовал практичный 5-дверный универсал.

Honda Civic CVCC 1973-1979 гг
Honda Civic CVCC 1973-1979 гг
Honda Civic CVCC 1973-1979 гг
Honda Civic CVCC 1973-1979 гг

В 1973 году были налажены поставки модели в Канаду и Австралию. Когда в 1973 году грянул нефтяной кризис, а вслед за ним подскочили цены на бензин, американцы массово стали обращаться к компактным европейским и японским автомобилям, отказываясь от своих огромных и прожорливых “дредноутов”.

И вот тут-то модель Civic оказалась как нельзя ко двору, она буквально “выстрелила”. Цена машины начиналась от 2200 долларов. Самые “компактные” американские машины Ford Pinto и Chevrolet Vega всё равно были большими и не могли составить конкуренцию юркому и экономичному Civic. Но и в Европе, и в самой Японии машина тоже продавалась очень бойко. Это кажется невероятным, но на протяжении целых 28 месяцев с 1976 по 1978 год Honda Civic была самым продаваемым автомобилем в мире!

3-дверный хэтчбек Honda Civic 1972-1979 гг
3-дверный хэтчбек Honda Civic 1972-1979 гг
Honda Civic 1972-1979 гг. для американского рынка
Honda Civic 1972-1979 гг. для американского рынка

В 1974 году младший двигатель был модернизирован. Его объем увеличился до 1237 см3, а мощность выросла на 2 л.с. до 52 л.с. На американские версии стали ставить новые “безопасные” бамперы. В октябре 1974 года появилась спортивная версия RS двухкарбюраторным двигателем, она развивала мощность 76 л.с. В течение 12 месяцев было выпущено 20000 версий RS.

Honda Civic RS 1974-1979 гг
Honda Civic RS 1974-1979 гг
Honda Civic 1972-1979 гг
Honda Civic 1972-1979 гг

Продажи ощутимо росли. Если в 1972 году было выпущено 21 320 Сивиков, то в 1973 – 80 027, в 1974 – 119 855, в 1975 – уже 160 126 штук.
В октябре 1975 года появилась версия 1500 RSL/GTL c двигателем CVCC с низким уровнем отработавших газов, с 12-клапанной головкой, мощность увеличили до 75 л.с. В сентябре 1977 года появился 5-дверный хэтчбек, у которого задняя дверь была опущена до бампера, а в 1978 году стал доступен и 4-дверный седан. В 1978 году пришла пора обновить двигатель CVCC – его мощность возросла до 60 л.с.

5-дверный Honda Civic 1977-1979 гг
5-дверный Honda Civic 1977-1979 гг
5-дверный Honda Civic 1977-1979 гг
5-дверный Honda Civic 1977-1979 гг

Всего с 1 сентября 1972 года по 1 августа 1979 года было выпущено -
1 186 194 экземпляра Honda Civic первого поколения. Помимо самой Японии, модель собирали в Новой Зеландии, Индонезии и Малайзии. Эта машина стала первой японской моделью, получившей массовое распространение в Европе и США.

Успеху первого поколения Civic способствовало сразу несколько факторов:

  • опыт инженеров Honda, к тому времени научившихся создавать прогрессивные и качественные машины;
  • удачный формат машины, которая стала больше предыдущих микрокаров Honda и попала в популярный класс семейных машин;
  • доступная цена;
  • высокое качество сборки и надежность;
  • дешевизна эксплуатации;
  • топливный кризис 1973 года, ставший спусковым крючком для многих процессов, в том числе для резкого увеличения спроса на компактные машины в США.
Honda Civic 1-го поколения
Honda Civic 1-го поколения
Реклама Honda Civic 1-го поколения
Реклама Honda Civic 1-го поколения

Вот так маленький Давид и победил многих уважаемых Голиафов, заставив о фирме Honda говорить как о серьезном игроке мирового уровня. Ну, а в 1979 году на смену первому поколению пришел Civic второго поколения, который стал развитием концепции первого поколения.

В апреле 2021 года представлено уже 11-е поколение этой популярной модели, всего же на февраль 2015 года (более свежих данных не нашел) было выпущено 18,5 миллионов Сивиков! С юбилеем, малыш Civic!

Honda Civic 1-го поколения
Honda Civic 1-го поколения
Honda Civic 1-го поколения
Honda Civic 1-го поколения

Благодарим автора текста Андрея Голубева за возможность публикации (подписывайтесь на автора в Drive2 Anderson1977)