В этом году модель Honda Civic отметила 50-летний юбилей. Рассмотрим историю её создания и триумфа. Японская компания Honda начинала свой путь с выпуска мототехники и маленьких семейных и спортивных машин с крохотными моторами.
(Автор текста: Андрей Голубев (aka Anderson1977)
Однако, уже первые конструкции отличались продуманностью и интересными техническими решениями. Набравшись опыта с микрокарами, к началу 1970-х годов компания уверенно и поступательно двигалась вперед к созданию более просторных и еще более успешных машин.
В 1970 году инженеры компании приступили к созданию новой модели, которая бы развивала успех своих предшественниц N360, Z600 и N600. Спустя два года в июле 1972 года миру был явлен новый автомобиль, получивший имя “Civic”, что в переводе с английского значит “гражданский”, ”общественный”. В тот момент никто и представить не мог, насколько успешным предстоит стать ему и его последователям! Надо сказать, что с именем создатели угадали — модель стала на самом деле народной. Что же позволило модели стать невероятно популярной на многих рынках?
Прежде всего, это грамотный инжиниринг, тщательнейшая проработка конструкции, внедрение передовых технических решений, продуманная компоновка. Самым первым дебютировал 2-дверный 2-объемный седан-фастбек длиной всего 3,54 м. Остальные размеры были такими же скромными – ширина 1,505 м, высота 1,327 м, колесная база 2,38 м. При этом машина стала заметно больше своих предшественниц, перешла в более высокий класс. Если сравнить её с советскими машинами, то Civic был крупнее “Оки”, но меньше “Таврии”.
Для своих малых габаритов машина получилась на удивление просторной благодаря тому, что инженеры Honda уже набили руку в создании просторных салонов при минимальных габаритах. Рецепт изначально придумал еще в конце 1950-х годов создатель британского шедевра Austin Mini инженер Алек Иссигонис – разнесенные по углам колеса небольшого диаметра, расположенный спереди поперечно мотор, привод на передние колеса. Всё это нашло воплощение и в Honda Civic.
Кстати, и дорожный просвет первого Сивика был на зависть некоторым современным кроссоверам – 178 мм, что позволяло эксплуатировать машину и в сельской местности. А вот багажник был скромным – всего 200 литров.
Под капотом стоял новый 4-цилиндровый мотор объемом 1170 см3, который развивал мощность 50 л.с. Коробка передач – 4-ступенчатая механическая. Привод – на передние колеса. Колеса были небольшими, 12-дюймовыми. Подвеска всех колес была независимой, передние тормоза – дисковые, задние – барабанные. В салоне были удобные сиденья, передние – с подголовниками. Масса получилась тоже скромной – всего 680 кг. Благодаря этому машинка могла разгоняться до скорости 137 км/ч, на разгон до 100 км/ч уходило 15 с, средний расход топлива составлял всего 5,8 л/100 км. За дополнительную плату можно было получить 2-ступенчатую автоматическую коробку передач Hondamatic.
Дизайн кузова получился скромным, но удачным. В нем сочетались хорошие пропорции и сбалансированность. Окна в дверях не имели форточек, зато пассажирские окна могли приоткрываться для вентиляции. Обтекаемость нельзя назвать хорошей – Сх=0,45.
Салон тоже был незатейливым, но функциональным. Руль был большого диаметра и с тонким ободом, а на панели приборов было два крупных циферблата спидометра и тахометра. Вроде бы невзрачная машинка, но она брала не столько внешностью, сколько качеством исполнения и своими высокими потребительскими свойствами, доступностью и низкими затратами в эксплуатации.
В том же 1972 году стартовали продажи в Европе и в США. В сентябре того же года представили 3-дверный хэтчбек с тем же профилем, который был гораздо практичнее седана. Это был один из первых компактных хэтчбеков в мире, наряду с Renault 5 и FIAT 127.
Honda Civic отлично принял рынок, продажи были высокими, особой любовью машина пользовалась у небогатой молодежи. Машина завоевала множество престижных наград, подтверждавших удачность конструкции. Так, машина трижды (!) становилась “Автомобилем года” в Японии, с 1972 по 1974 год. В 1973 году модель завоевала третье место в европейском конкурсе “Автомобиль 1974 года”, уступив лишь Mercedes-Benz 450SEL и FIAT X1/9 – до этого в этом конкурсе никто из японцев так высоко не поднимался. А в 1974 году авторитетный американский журнал Road Test назвал Civic “Автомобилем года”.
Honda Civic считается первым массовым японским автомобилем, который в Европе стал считаться серьезным конкурентом местным компактным машинам. Помимо японских Toyota Corolla и Datsun Cherry, в Европе “Сивику” пришлось столкнуться с такими популярным автомобилями как бессменный Volkswagen Beetle и гениальный Austin Mini, а также с новым поколением малолитражек вроде FIAT 127, Opel Kadett, SIMCA 1100, Citroen Dyane, Austin Allegro, Innocenti Mini, Autobianchi 112, Renault 5, Peugeot 104, Ford Escort, Vauxhall Viva.
Австралийский журнал Wheels в январе 1973 года видел в качестве конкурентов Сивика такие модели как Holden Torana 4, Ford Escort 1100/1300, Datsun 1200, Toyota Corolla, Mazda 1300, Mitsubishi Galant 1300, VW Superbag (именно так “Жук” именовали в Австралии!) и Renault 12.
По стоимости это была весьма доступная и выгодная покупка. Вот цены на Сивик и его конкурентов в Великобритании в 1977 год: Honda Civic 1500 стоил 2506 фунтов, Ford Fiesta 1300 – 2844 фунта, FIAT 127 1050CL – 2239 фунтов, Volkswagen Polo LS – 2699 фунтов, Renault 5TS – 2797 фунтов, Peugeot 104ZS – 2704 фунта, Mini 1275VT – 2429 фунта.
Гамма активно развивалась. Уже в 1973 году появилась версия с новым 1488-кубовым двигателем CVCC (Controlled Vortex Combustion Chamber) мощностью 53 л.с., а также появилась 5-ступенчатая КПП. Двигатель СVCC отличался низким уровнем выброса отработавших газов, и когда в Калифорнии в 1975 году ввели строгие нормы по токсичности двигателей, выяснилось, что Honda Civic с таким мотором прекрасно отвечает этим требованиям, что способствовало еще большей популярности модели. В том же 1973 году стартовал практичный 5-дверный универсал.
В 1973 году были налажены поставки модели в Канаду и Австралию. Когда в 1973 году грянул нефтяной кризис, а вслед за ним подскочили цены на бензин, американцы массово стали обращаться к компактным европейским и японским автомобилям, отказываясь от своих огромных и прожорливых “дредноутов”.
И вот тут-то модель Civic оказалась как нельзя ко двору, она буквально “выстрелила”. Цена машины начиналась от 2200 долларов. Самые “компактные” американские машины Ford Pinto и Chevrolet Vega всё равно были большими и не могли составить конкуренцию юркому и экономичному Civic. Но и в Европе, и в самой Японии машина тоже продавалась очень бойко. Это кажется невероятным, но на протяжении целых 28 месяцев с 1976 по 1978 год Honda Civic была самым продаваемым автомобилем в мире!
В 1974 году младший двигатель был модернизирован. Его объем увеличился до 1237 см3, а мощность выросла на 2 л.с. до 52 л.с. На американские версии стали ставить новые “безопасные” бамперы. В октябре 1974 года появилась спортивная версия RS двухкарбюраторным двигателем, она развивала мощность 76 л.с. В течение 12 месяцев было выпущено 20000 версий RS.
Продажи ощутимо росли. Если в 1972 году было выпущено 21 320 Сивиков, то в 1973 – 80 027, в 1974 – 119 855, в 1975 – уже 160 126 штук.
В октябре 1975 года появилась версия 1500 RSL/GTL c двигателем CVCC с низким уровнем отработавших газов, с 12-клапанной головкой, мощность увеличили до 75 л.с. В сентябре 1977 года появился 5-дверный хэтчбек, у которого задняя дверь была опущена до бампера, а в 1978 году стал доступен и 4-дверный седан. В 1978 году пришла пора обновить двигатель CVCC – его мощность возросла до 60 л.с.
Всего с 1 сентября 1972 года по 1 августа 1979 года было выпущено -
1 186 194 экземпляра Honda Civic первого поколения. Помимо самой Японии, модель собирали в Новой Зеландии, Индонезии и Малайзии. Эта машина стала первой японской моделью, получившей массовое распространение в Европе и США.
Успеху первого поколения Civic способствовало сразу несколько факторов:
- опыт инженеров Honda, к тому времени научившихся создавать прогрессивные и качественные машины;
- удачный формат машины, которая стала больше предыдущих микрокаров Honda и попала в популярный класс семейных машин;
- доступная цена;
- высокое качество сборки и надежность;
- дешевизна эксплуатации;
- топливный кризис 1973 года, ставший спусковым крючком для многих процессов, в том числе для резкого увеличения спроса на компактные машины в США.
Вот так маленький Давид и победил многих уважаемых Голиафов, заставив о фирме Honda говорить как о серьезном игроке мирового уровня. Ну, а в 1979 году на смену первому поколению пришел Civic второго поколения, который стал развитием концепции первого поколения.
В апреле 2021 года представлено уже 11-е поколение этой популярной модели, всего же на февраль 2015 года (более свежих данных не нашел) было выпущено 18,5 миллионов Сивиков! С юбилеем, малыш Civic!
Благодарим автора текста Андрея Голубева за возможность публикации (подписывайтесь на автора в Drive2 Anderson1977)