Найти тему
Малдер расскажет

Средневековая нежить: "Трое мёртвых и трое живых"

Оглавление

Многие думают, что истории о живых мертвецах и возросший интерес к нежити - это исключительно современный тренд. Ведь сегодня у всех на слуху зомби, которые восстают после смерти и идут лакомиться "вкусняшками", в качестве которых обычно выступают люди.

Вы можете удивиться, но рассказы о живых мертвецах появились ещё в средние века. Хотя образ этой нежити в литературе и искусстве тех времен заметно отличается от того, к которому мы привыкли. И, кстати, он выглядит более жутко.

Речь идет о "трёх ходячих мертвецах", образы которых десятки раз повторяются на сохранившихся фресках, страницах книг и картинах. Чаще всего этих пугающих персонажей можно встретить в таких популярных сюжетах, как "Пляска смерти" или "Триумф смерти".

Три мертвеца

Нет ничего более загадочного, чем смерть. В ней заключена загадка, на которую не могут дать ответа (по крайней мере сейчас) ни наука, ни философия, ни любая другая область знаний.

Возможно, вы скажете, что разгадать эту вечную загадку по силам разве что только религии. Но и здесь мы имеем дело лишь с несколькими версиями, завёрнутыми в "обёртку" культур, традиций и обычаев того народа, которым эта религия была создана.

Так что же ждёт нас после смерти? Рай, где благочестивые люди оказываются в мире, наполненном "довольствами и роскошью", или Ад - наказание для грешников?

Почти с самого начала искусство было той самой плоскостью, где человек мог выразить свои опасения о смерти, вдобавок к этому Средневековье и Ренессанс были периодами, когда всему "непонятному" пытались придать еще и моральную окраску.

Как раз это и произошло с образом - "трое живых встречают троицу мёртвых". Причём, есть даже бытовые сцены с этими странными персонажами: чаще всего, дело происходит на природе, а порой скелеты и вовсе нападают на людей.

"Встреча живых и мёртвых" написанная Буонамико Буффальмакко на стене монументального кладбища Кампо-Санто в 14 веке
"Встреча живых и мёртвых" написанная Буонамико Буффальмакко на стене монументального кладбища Кампо-Санто в 14 веке

Но в чём смысл этого повторяющегося сюжета, который кочует из одной средневековой книги в другую, а ещё чаще встречается на церковных фресках?

Легенда

Как это часто бывает, всё началось с легенды, истоки которой очень стары и относятся к раннему средневековью. Большинство историков считает, что первоисточником является произведение арабского поэта Ади Зайда. В 580 году нашей эры он проезжал мимо безымянной гробницы и описал свою встречу с "мёртвыми", сказавшими ему:

Когда-то мы были такими, как ты,
Но придёт время, скорее чем ты думаешь,
Тогда ты станешь таким, как мы.
Фреска "Встреча трёх живых и трёх мёртвых королей" в церкви в Тузе. 1460-80 года
Фреска "Встреча трёх живых и трёх мёртвых королей" в церкви в Тузе. 1460-80 года

По-видимому, позднее эти строки перекочевали в европейские книги. Количество путников увеличилось до трех, а их слова приобрели более заметную моральную окраску.

К примеру, во французской версии этой легенды, написанной примерно в 1240 году, в роли живых выступают трое богатых и гордых дворян: граф, герцог и принц.

Их жизнь описывается как беззаботная и праздная. Они только и делают, что веселятся и развлекаются, говоря простыми словами - живут одним днём. Так вот, однажды эти трое решают отправиться на охоту в лес. С оружием в руках они скачут галопом по дороге.

Неожиданно они натыкаются на нечто ужасное и необъяснимое: на их пути встает жуткого вида троица. В их глазницах зияет пустота, а из-под оборванных лохмотьев виднеются кости. Плоть мертвецов давно истлела, тем не менее, они выглядят призрачно живыми.

Затем мёртвые приближаются к ошарашенным молодым людям, которые из-за парализующего их страха не могут сдвинуться с места. Мертвецы давно покинули мир живых, но не утратили способность говорить.

Они рассказывают о быстротечности жизни, о необходимости оценивать последствия поступков, советуют жить так, чтобы о них вспоминали с теплом на душе, и делать как можно больше добра, пока это не поздно.

В конце первый мертвец предупреждает дворян о том, что их тела всё равно обратятся в прах, и они станут похожими на него, второй говорит, что попал в Ад, потому что жил слишком беззаботно. Третий подытоживает всё вышесказанное: смерть неизбежна, и необходимо быть к ней готовым.

"Трое мёртвых и трое живых" Йейтс Томпсон
"Трое мёртвых и трое живых" Йейтс Томпсон

Как видите, эта легенда не лишена классических моральных посылов, присущих всем историям того периода. Главная идея этого мотива сводится к тому, что нужно помнить о том, что все однажды умрут. А своей жизнью нужно суметь правильно распорядиться. Пожалуй, лучше всего этот сюжет описывает крылатое латинское выражение - "Memento mori" (Помни о смерти).

Почему три?

Но остался ещё один вопрос: откуда взялось трое путников и столько же мертвецов? Ведь в первоначальной версии путешественник один, а о количестве мертвецов не упоминается вообще. Их могло бы быть, скажем, двое или пятеро…

Как известно, число "3" имеет сакральное значение для истории человечества, и, в первую очередь, оно связано с религией и образом Святой Троицы.

Для Пифагора, например, эта цифра была самой благородной из всех. Платон считал, что душа состоит из трёх частей, а образ высшего существа можно разделить на то же число: материя, дух и интеллект. Аристотель считал цельным только то, у чего есть: начало, середина и конец. То есть снова "3".

Часть фрески "Трое мёртвых и трое живых", расположенной в церкви Сен-Жермен в Йонне
Часть фрески "Трое мёртвых и трое живых", расположенной в церкви Сен-Жермен в Йонне

Массоны, кстати, считают число 3 наиболее совершенным и, по их мнению, оно лежит в основании всего в мире. Эта цифра в полной мере символизирует силу и единство. Простое число, которое явно влияет на фундаментальные принципы миропорядка.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в искусстве Средневековья фигурируют именно трое оживших мертвецов, которые даже сейчас напоминают нам о необходимости ценить жизнь и пользоваться ею с умом. Так как, к сожалению, иногда она бывает слишком короткой и эфемерной...