Найти тему
ПСИХОСОМАТИКА

Психосоматика бронхиальной астмы: мне страшно выдыхать

Оглавление

Психосоматика основана на доказанном факте, что наши эмоции напрямую влияют на функционирование органов. Причиной развития психосоматических заболеваний является внутренне напряжение, внутренний конфликт, нерешенная проблема, повлиявшая на психоэмоциональное состояние.

Внимание! Психосоматика - это не абсолют, а лишь категория этиологических факторов. Перед началом работы с психосоматикой обязательно нужно обратиться к врачу, обследоваться и получить лечение.

Дыхание – это сложный процесс, первая в жизни ребенка сепарация от родителя (т.к. процесс дыхания запускается только после рождения). Астма является аллергическим заболеванием, характеризующимся частыми приступами удушья, возникающих из-за спазма бронхов.

#психосоматика

Психоаналитики расценивают астматические приступы, как подавляемый плач протестующего ребенка, требующего внимания и заботы. Спазмы бронхов возникают спонтанно под действием раздражителей. Пациент чувствует нехватку воздуха, затрудняется вдох-выдох, человек уходит в себя и максимально концентрируется только на акте дыхания.

Согласно медицинской статистике, чаще астму диагностируют у детей в возрасте до 3 лет (около 75% случаев). Чаще астматическими приступами страдают мальчики, половина всех случаев проходит с наступлением переходного возраста. Провоцирующими факторами для наступления приступа является переохлаждение, повышенная физическая нагрузка, переохлаждение или перегревание, повышенная психологическая нагрузка. У маленьких детей приступ может начаться после смеха, громкого плача, крика, из-за сильных переживаний.

Многочисленные исследования позволили выявить общие признаки у детей, страдающий от частых астматических приступов:

  • повышенная тревожность;
  • астения;
  • неврозы;
  • приступы тревожности;
  • склонность к депрессии.

Проанализировав исследования детей-астматиков ученые выделили 4 группы факторов, влияющих на возникновения БА как психосоматического заболевания:

1. Частые вирусные инфекции в течение первого года жизни.

2. Наличие астматических/аллергических заболеваний.

3. Влияние внешних негативных факторов во время раннего перинатального периода.

4. Подверженность эмоциональному стрессу.

Личностные особенности пациентов с бронхиальной астмой

Основными чертами характера человека с БА является скрытность, склонность к депрессии, нервозность, тревожность, эмоциональное истощение. В поведении человек стремится защитить свои границы, скрыть и подавить эмоции, особенно негативные. Несмотря на скрытность, под маской безразличия и эмоциональной отрешенности скрывается подсознательное желание получить заботу, внимание.

У астматиков хорошо развита сверхчувствительность к запахам, непереносимость грязи и нечистоплотности, болезненное восприятие критики со стороны посторонних в свой адрес. Специалисты по психосоматике считают, что посредствам астматических приступов человек ищет одобрение и признание со стороны матери, постепенно привыкая манипулировать своим здоровьем для получения собственной выгоды.

Психотерапия при бронхиальной астме

Психотерапия БА направлена на повышение жизненной силы, приобретение навыка нести ответственность за себя. Курс психотерапии подразумевает постепенно «отматывание» времени назад и если на пути разматывания проблемного клубка вместе с пациентом идут пульмонолог и психотерапевт, то результативность лечения повышается.

Во время психотерапии проводится сбор психологического анамнеза пациента, а также данные о психических заболеваниях родителей, наследственных факторах, взаимоотношениях в семье. Данные анамнеза позволяют психотерапевту сформировать представление в какие условиях формировалась личность его пациента, что теоретически могло повлиять на появление приступов астмы. На основе полученных данных и личных бесед формируется две стратегии лечения:

  • когнитивно-поведенческая, направленная на изменение негативного представление о себе;
  • глубинно-психологическая, направленная на развитие внутреннего конфликта.

В гештальт-терапии делается акцент на признание пациентом важности понимания сиюминутной жизни, важности контактов с окружающими людьми. Во время обсуждения проблем психотерапевт выясняет какое именно событие стало причиной развития астмы, хотя зачастую в сознании пациента оно вытеснено или ему не предают должной важности. Гештальт-терапия позволяет раскрыть многие аспекты подсознания пациента, осознать причины заболевания, заложить новые позитивные установки, улучшить результат терапевтического лечения.

Хороший результат также показывает семейная психотерапия. На первое место ставятся отношения внутри семьи, выявление типологии, свойств семьи, почву для формирования конфликтов. Пациент учится понимать свою роль в семье, осознавать свою значимость, исключать поводы для дальнейшего совершенствования навыков манипуляции. Повышение автономности семьи также является одной из ключевых задач семейной психотерапии.

В работе с тревогой хорошие результаты также показывают медитации, как простой прикладной инструмент для самостоятельной работы.

Психотерапевтическая коррекция личности позволяет выяснить значение субъективных факторов, укрепить навыки решения конфликтных вопросов, восприятие астматических приступов самим пациентом и окружающими. Успех лечения заключается в гармонизации личности пациента, выработке навыков зрелого поведения в стрессовых ситуациях, в удовлетворении социальных потребностей. Длительная комбинированная терапия позволяет стабилизировать редукцию дыхательных нарушений, преодолеть триггеры астмы и убрать внутреннюю потребность неосознанно провоцировать приступы удушья.

Автор: Екатерина Тур, врач, психосоматолог

© Екатерина Тур, 2022-2023. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.