Найти тему
Искусство и море

ВИЗАНТИЙСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ. ТЕМНЫЕ ВЕКА?

Мифы, сложившиеся за столетия вокруг Восточной Римской Империи – Византии – настолько глубоки и нелепы, что опровержению их можно было бы посвятить целую книгу. Подобное искажение истории присуще нашему сознанию давно, ведь еще Константин Леонтьев в начале 20-го века писал: «В нашей образованной публике распространены о Византии самые превратные или, лучше сказать, самые вздорные, односторонние или поверхностные понятия. Наша историческая наука была до последнего времени незрела и лишена самобытности.»

Вид на Константинополь. Реконструкция
Вид на Константинополь. Реконструкция

Русский археологический институт в Константинополе успел заложить основы византинистики и собрать важную информацию. В нем работали такие выдающиеся учение как Федор Успенский, Александр Васильев, к сожалению, университет был закрыт во время Первой мировой войны, а имущество конфисковано Турцией. После переворота или революции 1917 года в России, ситуация изменилась к худшему и византийские исследования были вообще запрещены. Только в 1943 году Иосиф Сталин снова вывел византинистику из-под опалы.

Гимнограф Святая Кассия Константинопольская. 9 в.н.э.
Гимнограф Святая Кассия Константинопольская. 9 в.н.э.

Одним из «фэйков» истории является миф о «темных средних веках», и о том, что образование в средние века в Европе было угнетаемо монастырскими тираническими подходами. В средние века в Европе горел свет, и светом был золотой город, Константинополь. В Константинополе до 5 в.н.э. работали античные школы, где преподавали риторику, философию, геометрию и другие науки. Например, Святитель Иоанн Златоуст получил и языческое, и христианское образование. В 425 году н.э. Феодосий Второй открывает Университет в Константинополе, а в 529 году н.э. указом императора Юстиниана Великого были закрыты все философские школы в Афинах. Знаменитый первый университет Европы - Константинопольский университет (Магнаврская высшая школа) или «Пандидактерион» просуществовал больше тысячелетия. В Магнаврской высшей школе (название получила по месту своего нахождения в Магнаврском дворце в Константинополе) велась подготовка чиновников, дипломатов, военачальников; в ней преподавались грамматика, риторика и философия, а также естественные науки — арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Несмотря на это, везде принято считать, что первым университетом Европы является Болонский университет.

Вид на Константинополь. Реконструкция
Вид на Константинополь. Реконструкция

Для ромея (византийца) было очень важным благородство происхождения, умственное образование, ораторский талант, остроумие, находчивость, общительность, мужество. Это те черты, которые представлялись наиболее ценными в человеке общества. В Византии было множество грамотных, образованных людей среди мирян, не говоря уже о толстом слое бюрократии. И - что совершенно немыслимо для Запада! - множество образованных женщин. Не просто знающих грамоту, а оставивших большой след в культуре. Монахиня Кассия, автор многих богослужебных гимнов, императорская дочь Анна Комнина, автор лучших мемуаров вообще за всю историю и многие другие.

Фрагмент мозаики Большого Дворца в Константинополе. 5 в.н.э.
Фрагмент мозаики Большого Дворца в Константинополе. 5 в.н.э.

Например, в Константинополе в XII веке все жители имели начальное образование (ремесленники, торговцы и так далее). И в это начальное образование входило знание о Платоне и Аристотеле, о Плутархе, о пьесах Софокла, не говоря о знании Евангелия и основах богословия. Вся греческая литература дошла до нас исключительно в византийских копиях. Геродот, Фукидид, Полибий, Феофан и Георгий Амартол, Константин Парфирородный, Михаил Пселл, Лев Грамматик, Анна Комнина, Никита Хониат, Анна Итал, Прокопий Кессарийский Никифор Григора – это только некоторые имена ученых, составляющих сокровище византийского наследия. В монастырских скрипториях переписывалось античное наследие, в том числе и художественная литература, и философская. Как известно, на Западе впервые ознакомились с Аристотелем в обратных переводах с арабского языка - но арабы-то восприняли Аристотеля через Византию, через те земли, которые завоевали. На Западе были потрясены этой мудростью, и начался расцвет западного богословия - схоласты, Фома Аквинский, приложивший аристотелевскую методику к богословию. А это, в свою очередь, подталкивало процессы Ренессанса. В XIV-XV веках в Италии считалось модным учиться в Константинопольском университете. Даже те, кто там не был, врали, будто учились.

Анна Комнина. Фрагмент мозаики. 7 в.н.э.
Анна Комнина. Фрагмент мозаики. 7 в.н.э.

Византийское общество было не только образовано, но и глубоко религиозно. Сохранился рассказ византийского интеллектуала Михаила Пселла о том, как он ворует иконы из храма. Он объясняет это тем, «что ворует не те иконы, которые в драгоценных окладах, и совсем не потому, что они дорого стоят, а именно потому, что, видя невероятную красоту, не может удержаться». И поэтому, когда в Византии возникали богословские споры, отголоски этих споров звучали на городских улицах, что иногда раздражало высоколобых философов и богословов. Они писали, что на рынке «народ, вместо того, чтобы сидеть и продавать зелень или иные товары, спорит, например, о взаимодействии Божественной и человеческой природ у Христа». Это типичная византийская картинка, которую нам трудно представить.

Нам еще предстоит многое открыть. В том числе – в очищении многочисленных страниц истории от искусственных наслоений.