Существует мнение, что Советский Союз имел сильный автопром и выпустил много удачных машин. Однако СССР начал копировать иномарки с момента выпуска первых легковушек по лицензии Ford. В последующем заимствование осуществлялось без согласия правообладателя. О том, какие машины являются копиями западных иномарок, будет рассказано ниже.
Модельный ряд «ВАЗ»
ВАЗ-2101 «Жигули» – седан с задним приводом, дизайн которого скопирован у Fiat 124. Итальянские специалисты из этой компании создали Волжский автозавод по соглашению с Внешторгом СССР с полным циклом производства. Данная модель подвергалась конструкторским изменениям.
ВАЗ-2103 – еще один седан с задним приводом, который создавался вместе с компанией Fiat из Италии. За основу были взяты модели Fiat 124 и 125. Позже на базе данного автомобиля спроектирован ВАЗ-2106.
Модельный ряд «Москвич»
Москвич 400 – советский малолитражный автомобиль, скопированный с Opel Kadett K38. Эта машина выпускалась в 1937-1940 гг. в Германии на местном филиале автоконцерна General Motors.
Частично оборудование вывезли с автозавода Opel в счет репараций и смонтировали в Советском Союзе. Большую часть утерянной в ходе войны оснастки и технологической документации пришлось воссоздавать заново.
Москвич-402 – авто малого класса, являющееся копией Opel Olympia Rekord. В ходе разработки модели приняли участие конструкторы с ГАЗа, в котором создавалась «Волга». Поэтому новый «Москвич» позаимствовал от нее много элементов дизайна. Серийный выпуск данного авто был прекращен в 1958 г.
Модельный ряд «ГАЗ»
ГАЗ-А – первая массовая легковушка, выпущенная в Советском Союзе. Эта машина была скопирована у США. Оригиналом является американский автомобиль Ford-A. Первые авто в СССР конструировались по чертежам данного автопроизводителя, но имели некоторые отличия от своего прототипа.
После 1936 г. в московские и ленинградские власти запретили пользоваться устаревшей моделью. Немногочисленные владельцы машин ГАЗ-А должны были отдать их государству. А вместо него, доплатив, купить ГАЗ-М1.
Данный автомобиль был скопирован с Ford Model B, который начал выпускаться в 1934 г. В дальнейшем машина подлежала перепроектированию советскими конструкторами, чтобы адаптироваться к новым условиям.
ГАЗ-М-12 – седан с шестью окнами, рассчитанный на 6-7 мест. Он был скопирован у Buick Super. Легковое авто производилось на Горьковском автозаводе в период 1950-1959 гг. Иностранная машина образца 1948 г. была позаимствована не целиком.
Инженеры спроектировали новую модель, созданную на базе ранее используемых технологий. Тем самым советские конструкторы попытались привнести что-то новое в автомобилестроение.
ГАЗ-21 «Волга» – легковушка, имеющая внешние сходства с американскими автомобилями 50-х годов выпуска. Данная модель выпускалась на ГАЗе в 1956-1970 гг. Ее дизайн после старта серийного производства по международным меркам уже считался рядовым. А в 1960 г. – стал устаревшим по сравнению с иномарками.
ГАЗ-13 «Чайка» – советская легковушка представительского класса, которая была скопирована у американской компании Packard. Этот автомобиль явно ориентировался на иностранный стиль. Машину производили малой серией на ГАЗе в 1959-1981 гг.
«Чайки» в основном использовались в качестве личного транспорта партийной номенклатуры. Кроме того, их могли заказывать молодожены в качестве лимузинов на свадьбу.
Таким образом, советские конструкторы преимущественно копировали чужие идеи – немецкие, итальянские и американские. За основу был взят иностранный опыт, чтобы затем создавать отечественные авто.