Найти тему
Версия

Безграничное бедствие

Пренебрежительное отношение советской власти к административным границам внутри гигантской страны теперь откликается кровью. Масло в огонь добавляют внешние силы, желающие влияния на постсоветском пространстве. На прошлой неделе вновь накалилась ситуация возле Нагорного Карабаха и в долине Ферганы.

   Безграничное бедствие
Безграничное бедствие

Оба конфликта обострились после пандемии, когда экономика регионов пошла на спад. Свою роль сыграло и отвлечение внимания Москвы на украинскую спецоперацию. В Нагорном Карабахе Азербайджан явно пользуется своим превосходством в силе, явно обозначенным в ходе масштабного конфликта 2020 года. К тому же Баку пользуется поддержкой соседей – Турции и Ирана. Так что азербайджанские военные действуют напористо. Ещё в августе они абсолютно безнаказанно захватили ряд стратегических высот в районе Лачинского коридора, который де-юре должны были контролировать российские миротворцы. В ходе локальных стычек были погибшие и с армянской, и с азербайджанской стороны. При этом в Минобороны России говорили, что Армения могла сама спровоцировать Азербайджан на новую агрессию, не выполнив соглашение о демилитаризации Лачинского коридора, который связывает Нагорный Карабах с основной территорией Армении. Вся напряжённость последних месяцев была сосредоточена вокруг этой транспортной артерии. Азербайджан, пользуясь экономическим превосходством, даже построил дорогу, по которой из Армении можно проехать в столицу Карабаха Степанакерт самым коротким путём. Правда, другую инфраструктуру (газ, электричество, интернет) не проложил, обрекая жителей армянского анклава на подключение к азербайджанским инженерным сетям. Ереван же хочет сохранить старую длинную дорогу, вдоль которой всё ещё идут инженерные коммуникации, но судьба Нагорного Карабаха уже выглядит предрешённой – Азербайджан медленно переваривает заглотанную в ходе войны 2020 года добычу.

Впрочем, теперь линия напряжения переместилась в другое место – на границу Армении с Ираном (Сюникская область). С середины сентября Ереван обвинял Баку в обстрелах этой территории с применением беспилотников и артиллерии. Через Сюникскую область Армении проходит транспортный коридор между Азербайджаном и его частью – Нахичеванской автономной республикой. Ещё при Сталине эту область хотели отдать Армении, но в итоге всё же оставили за Азербайджаном в виде эксклава (этнических азербайджанцев там оказалось больше, чем армян, несмотря на историческую принадлежность территории к Армянскому царству). Транзит из Баку в Нахичевань через Армению, с которой сохраняется напряжённость, азербайджанцев не устраивает, они предпочитают ездить окружным путём, по территории Ирана. Так же перекачивается газ, за что приходится отдавать Тегерану 15% топлива. Понятно, что Баку было бы очень удобно заполучить коридор в Сюникской области для связи Нахичевани и Баку. А что ещё важнее – таким образом Азербайджан будет иметь сообщение по суше со своим мощным союзником Турцией. Понятно, что иранцев это не порадует. И хотя Азербайджан им традиционно ближе, чем Армения, но всё же доходов за транзит они могут лишиться. Да и усиление влияния Турции в Баку Тегерану вряд ли по душе. Так что не исключено, что Иран будет как-то давить на Москву, чтобы Россия сдерживала азербайджанцев на Сюникском направлении. В обмен иранцы могут предложить помощь в обходе западных санкций. Стоит ли России усиливать миротворческую миссию в Армении или пригласить туда других участников ОДКБ – большой вопрос. К тому же есть вариант заморозить проблему дипломатическим путём, заключив некую сделку с президентом Турции Эрдоганом, который имеет большое влияние на Баку.

Тем временем

Стычки между Таджикистаном и Киргизией также были заложены при проведении административных границ, поскольку в Ферганской долине на территории Киргизии есть таджикские эксклавы. Ситуацию обостряет рельеф, рисунок дорожной сети и конкуренция за воду. Таджики едут в свои сёла в Ферганской долине по территории Киргизии, и это провоцирует конфликты. Последний раз вооружённые стычки происходили в январе-феврале. По сути, речь шла о контроле над дорогами. Таджики не хотят признавать область Ворух эксклавом и пытаются закрепить дорогу к нему за собой. Проблема вышла из того, что в советские времена административные границы то и дело менялись, так что общепризнанного варианта сейчас просто нет. Чтобы замирить соседей, киргизы пытались арендовать у них спорную землю, но тем самым только подтвердили претензии Душанбе на спорные территории. В этот раз конфликт за небольшой участок дороги вылился в перестрелки на всём протяжении границы между странами (более 900 километров). В Таджикистане заявили о гибели 41 человека, в Киргизии оценили потери в 59 человек. К концу прошлой недели бои затихли, но принципиально вопрос, конечно, не решён. И здесь завязано очень много интересов. Киргизия – член ЕАЭС и имеет беспошлинную торговлю с Казахстаном и Россией. Спорная граница имеет огромное значение как для контрабанды нефтепродуктов, так и для наркотрафика. И «серая зона» в Ферганской долине выгодна слишком уж многим силам.