Многие родители жалуются на то, что не знают, как заставить детей учиться: мешает недостаток внимания, отсутствие мотивации, просто неготовность долго сидеть на месте. О методе, который способен без стресса настроить ребенка на восприятие новых умений и знаний, рассказывает Ульяна Храмкова — эксперт по технике Эбру, основатель проекта Amazing Color Studio, сооснователь производства первых красок для Эбру в России.
Заставить не получится, но можно заинтересовать
Равнодушие детей к учебе, нежелание тратить время на запоминание материала и выполнение домашних заданий — распространенная проблема. Даже развитые, интеллектуальные дети часто говорят, что им неинтересно. Заставлять — не самое рациональное решение хотя бы потому, что оно не сработает. Человек всегда найдет лазейку и будет спустя рукава делать то, что не вызывает у него ничего, кроме скуки.
Совсем другая история — внутренний стимул. Например, ребенок запоминает буквы не потому, что так надо, а, чтобы дочитать книгу независимо от родителей, которым может быть некогда. Бывает так, что интерес к чтению падает, потому что в детском саду или начальных классах школы предлагаются произведения, оставляющие детей равнодушными. Но стоит заменить книгу — стимул вновь появляется, ведь хочется узнать, чем закончится увлекательная история. То есть, ребенок готов прилагать усилия тогда, когда он четко знает, зачем ему это надо.
Важно сформировать правильные нейронные связи
Если задать себе вопросы: «Как мы становимся усидчивыми? Что позволяет нам заниматься каким-то делом более продолжительное время, чем обычно?» — обнаружится простой ответ: мы готовы посвящать часы тому, что любим — тому, что приносит нам положительные эмоции. Поэтому любое занятие следует преподносить ребенку через призму: «Сейчас будет что-то интересное, и у тебя обязательно получится».
Каким образом здесь поможет техника Эбру? Секрет в том, что каждый захватывающий и удовлетворительный процесс формирует нейтронную связь, установку: «Всё, что я делаю, априори успешно, нужно лишь приложить чуточку усилий, чтобы достичь результата».
Простой пример: ребенок, не умеющий рисовать, садится за Эбру. Волшебная составляющая становится стимулом, пробуждает любопытство. Он прослушивает правила, учитывает и применяет их — в итоге получается замечательная картина. Строится позитивная аналогия: желая быть успешным, интересным, образованным, нужно совершить определенные действия — при неисполнении ряда условий чудо не произойдет.
Не выдвигать ультиматумы, а объяснять и показывать
Проговорить логическую связку между действиями и результатами так же, как со взрослым — тоже важный пункт. Требование «Бери и делай» не подкреплено ничем, кроме родительского авторитета. Конкретные объяснения — например, «Ты сможешь путешествовать самостоятельно, если будешь знать иностранные языки» — действуют лучше.
И все же дети доверяют в первую очередь не словам, а тому, что видят. Именно поэтому последовательность «Соблюдая волшебные правила, я могу создать красивую картину» становится настолько полезной в формировании мышления, которое пригодится и в школе, и для успешной взрослой жизни.
Гармонизирующий эффект Эбру
Техника Эбру помогает настроиться на спокойный лад благодаря размеренности, плавности движений. Суета для хорошего результата не нужна — напротив, она помешает процессу.
Когда, занимаясь Эбру, ребенок позволяет себе замедлиться, уровень накопленного стресса падает, а значит, растет способность к концентрации.
Глубокая философия Эбру заключается в наслаждении творчеством, а не в погоне за результатом. Можно провести параллель: люди часто торопят события, ждут Нового года, отпуска и т.д., но ведь основная часть жизни проходит в рабочий, не праздничный период. Гораздо приятней существовать не в состоянии ожидания, а чувствовать себя хорошо в каждом моменте. Эбру учит не находиться в стрессе по пути к финальной точке, а в равной степени наслаждаться и процессом, и результатом.