Найти тему
FIT BLOG

Ferrari Berlinetta Boxer — знаковый спорткар 1970-х

Ferrari 250LM Berlinetta 1964
Ferrari 250LM Berlinetta 1964

В 2021 году исполнилось полвека с момента дебюта итальянского суперкара Ferrari Berlinetta Boxer. Машина не самая известная в нашей стране, тем не менее, она стала новой вехой в истории развития итальянской компании и достойна того, чтобы рассказать историю её появления и развития.

(Автор текста: Андрей Голубев (aka Anderson1977)

Конец 1960-х – начало 1970-х годов были переломными в становлении класса суперкаров (прежде всего, итальянских). На сцену один за другим появлялись автомобили с центральным расположением двигателя – сначала Lamborghini, потом Maserati, De Tomaso. Эта компоновка, пришедшая из спорта, сулила ряд преимуществ в управляемости. Новые среднемоторные купе существенно повысили градус “спортивности” в дорожных моделях.

Компания Ferrari держалась, пожалуй, дольше всех. Консервативно настроенный Энцо Феррари придерживался классической компоновки для своих моделей и полагал, что машины с двигателем в центре будут сложны в управлении для его клиентуры. Однако инженеры Ferrari не сидели сложа руки и уже в 1960-х годах активно прорабатывали такую компоновку в своих гоночных моделях и в концепт-карах.

Предыдущий флагман компании Ferrari 365GTB Daytona, запущенный в 1968 году, имел традиционную компоновку с расположенным спереди двигателем. Однако к этому времени уже выпускался сногсшибательный суперкар Lamborghini Miura с центральным расположением двигателя, обладавший великолепными ходовыми качествами.

Теперь Ferrari был в роли догоняющего. Компания Ferrari решила обкатать эту компоновку на своей младшей 6-цилиндровой модели, которая официально вообще не носила обозначение Ferrari, а называлась просто Dino 206GT. Модель зарекомендовала себя достаточно хорошо, её ходовые качества были на высоте. Помимо этого, у Ferrari уже был ряд опытных моделей с двигателем в центре. Можно упомянуть дорожную версию 250LM Berlinetta гоночной модели 250LM, в 1966 году был показан 365Р, в 1968 году Pininfarina показал прототип Р6 с клиновидной формой кузова.

Ferrari 365P 1966 г
Ferrari 365P 1966 г
На переднем плане — Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1971 г., на заднем — концепт Ferrari P6 1968 г
На переднем плане — Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1971 г., на заднем — концепт Ferrari P6 1968 г

Когда дизайнеры Pininfarina начинали разработку нового флагмана для Ferrari, за основу дизайна они взяли Dino, только увеличили размеры. Однако затем серьезное влияние на итоговый дизайн оказали такие прототипы как 512 Modulo и 512S Berlinetta. Впервые прототип новой модели был показан на Туринском и на Парижском автосалонах в 1971 году.

Дебют Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer на Туринском автосалоне в 1971 г
Дебют Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer на Туринском автосалоне в 1971 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1971 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1971 г

Машина получила длинное обозначение Ferrari 365GT4 Berlinetta Boxer, или сокращенно 365GT4 BB, а позже её вообще называли просто Ferrari Boxer, “боксер”. Как видно, обозначение 365GT4 связывало модель с предшественником – 365GTB. Это не случайно – ведь 12-цилиндровый двигатель был создан на основе двигателя 365GTB, совпадали такие параметры, как диаметр цилиндра, ход поршня и рабочий объем 4390 см3. Даже мощность выросла несильно и составляла 360 л.с.

Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1971 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1971 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1971 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1971 г

А вот радикальным отличием стало то, что если исходный двигатель был V-образным, то теперь два блока расположили под углом 180°, так что двигатель стал оппозитным. Отсюда и название модели – Boxer, так обычно называется оппозитная схема двигателя. И это была своего рода революция, потому что этот двигатель стал первым оппозитным двигателем Ferrari. Сделано это было (с оглядкой на конкурентов) ради снижения общей высоты двигателя и снижения центра тяжести.

Двигатель Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer
Двигатель Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer

Более того, этот мотор стал первым в мире оппозитным 12-цилиндровым двигателем! Вторая революция заключалась в расположении двигателя не спереди, а за водителем и пассажиром, но перед задней осью. Ради экономии места 5-ступенчатую механическую коробку передач тоже разметили необычно – под двигателем. Или можно сказать по-другому – двигатель разместили над коробкой. Это решение позволило выиграть место по длине, но центр тяжести все равно получился выше, чем изначально планировали конструкторы.

Что можно еще сказать об особенностях двигателя? Он получился высокотехнологичным, особенно на тот момент. Двигатель имел сухой картер и два распредвала (по одному на каждый ряд цилиндров), привод распредвалов осуществлялся зубчатыми ремнями (вместо цепей на Daytona), блок был легкосплавным из силумина. Двигатель питали четыре трехкамерных карбюратора, по одной камере на каждый цилиндр.

Рентген-схема Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer.
Рентген-схема Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer.

А вот шасси было достаточно традиционным для таких машин. Рулевое управление было реечным, тормоза – дисковые на всех колесах. Подвеска была, разумеется, независимой. Передняя подвеска была на двойных поперечных рычагах с пружинами, амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя тоже была на двойных поперечных рычагах, но, чтобы противостоять большой массе силового блока, пришлось поставить по две пружинно-амортизаторные стойки с каждой стороны.

Также сзади присутствовал стабилизатор поперечной устойчивости. Из интересных особенностей машины можно отметить то, что радиатор конструкторы оставили в передней части машины, несмотря на расположение двигателя сзади. 15-дюймовые колеса были из магниевого сплава ради облегчения и снижения неподрессоренных масс.

Рентген-схема Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer
Рентген-схема Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer

Что касается кузова, то основу машины составляла стальная пространственная рама с центральным стальным монококом, на котором крепились наружные кузовные панели из стали и фибергласа. Дизайн машины, повторюсь, был разработан ателье Pininfarina, а точнее, стилистом Леонардо Фиорованти. Внешность получилась достаточно интересной, прогрессивной и привлекательной.

Ferrari 365GT4 Berlinetta Boxer отличается сбалансированными пропорциями, модным клинообразным профилем, очень низкой передней частью с выдвигающимися фарами, развитыми колесными арками, коренастой задней частью. Линии кузова были чистыми и элегантными, плюс кузов отличала хорошая аэродинамика. На лобовом стекле была одна щетка стеклоочистителя, её привод типа “пантограф” обеспечивал большую зону очистки. В крышке моторного отсека сзади было выполнено много решеток с отверстиями для улучшения отвода тепла от двигателя. Для борьбы с коррозией нижние панели кузова были выполнены из фибергласа.

Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г

Купе получилось немаленьким – длина составляла 4,4 м, ширина – 1,83 м, высота – 1,12 м, колесная база – 2,5 м. Масса же составляла 1554 кг. В передней части располагался небольшой багажник и запаска, при этом не полноценная, а ради экономии места – “докатка”. Насколько я понимаю, это один из первых случаев применения “докатки” на Ferrari. Двухместный салон купе постарались отделать максимально шикарно, в стандартное оснащение входил кондиционер. Удобные сиденья предлагали полулежачую посадку.

Интересная особенность – рычаг переключения передач находился не посередине, а слева от центрального тоннеля, независимо от того, леворульная это или праворульная версия.

Интерьер Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer
Интерьер Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer
Панель приборов Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer
Панель приборов Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer

Динамические характеристики фирма заявила очень высокие – максимальная скорость 302 км/ч, а время разгона до 100 км/ч – 5,4 с. Впрочем, независимые испытания показали, что машина могла разгоняться лишь до 274-282 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 6,8 с, что все равно было весьма солидно. Километр со старта с места машина проходила за 24 с. Двигатель демонстрировал великолепную приемистость на любых оборотах.

Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г

Что касается управляемости и ходовых качеств, то их немного омрачала перетяжеленная задняя часть машины, из-за чего справиться с машиной могли лишь водители высокой квалификации. Тем не менее, журналисты высоко оценили ходовые качества Ferrari 365GT4 Berlinetta Boxer, отмечая, в частности, что это самый мягкий на ходу автомобиль Ferrari. Средний расход топлива был порядка 18,6 л/100 км.

Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г

В серию машина пошла лишь два года спустя после дебюта, в 1973 году. Серийная версия была показана осенью 1973 года на Парижском автосалоне. На момент начала продаж это был один из самых быстрых автомобилей на рынке. Главным конкурентом предполагался, конечно же, Lamborghini Miura. Однако, он как раз в 1973 году из-за разразившегося нефтяного кризиса был снят с производства.

Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г

Впрочем, уже в 1974 году появился его наследник, еще более впечатляющий Lamborghini Countach, поражавший своим космическим дизайном. Другими конкурентами могли выступать такие суперкары как Maserati Bora и De Tomaso Pantera. Кризис 1973 года плюс введение властями США в 1974 году новых норм по токсичности не позволили рассчитывать на большие объемы продаж. До своей первой модернизации в 1976 году было выпущено всего 387 оригинальных Ferrari 365GT4 Berlinetta Boxer.

Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973 г

В 1976 году модель была модернизирована и получила обозначение Ferrari 512 BB, дебют состоялся осенью 1976 года на Парижском автосалоне. Главной задачей модернизации было приведение машины в соответствие с более жесткими новыми требованиями по уровню вредных выбросов.

Объем двигателя был увеличен до 4942 см3. Мощность осталась прежней, но крутящий момент вырос на 10%. Максимальная скорость составляла 295 км/ч. Автомобиль получил более широкие шины, а также спойлер в передней части, увеличивавший прижимную силу. Перед задними колесами в панелях кузова появились отверстия для охлаждения задних тормозных механизмов. Сзади осталось 4 круглых фонаря вместо шести. В таком виде купе производилось до 1981 года, было выпущено 929 машин Ferrari 512 BB.

Ferrari 512 BB 1976 г
Ferrari 512 BB 1976 г
Ferrari 512 BB 1976 г
Ferrari 512 BB 1976 г

Наконец, в 1981 году купе было модернизировано последний раз и получило обозначение Ferrari 512 BBi. Вместо карбюраторов поставили систему впрыска топлива Bosch K-Jetronic, при этом мощность снизилась до 340 л.с., а максимальная скорость упала до 283 км/ч. Заодно машина обрела новые колесные диски и новые широкопрофильные шины Michelin TRX.

Купе 512 BBi выпускалось до 1984 года, когда ему на смену пришла еще более совершенная и впечатляющая модель Testarossa. За три года было выпущено 1007 купе Ferrari 512 BBi, а всего за 11 лет произвели, соответственно, 2323 купе Berlinetta Boxer всех модификаций.

Ferrari 512 BBi 1981 г
Ferrari 512 BBi 1981 г
Ferrari 512 BBi 1981 г
Ferrari 512 BBi 1981 г
Рентген-схема Ferrari 512 BBi
Рентген-схема Ferrari 512 BBi

Ferrari Boxer засветился и в спортивных соревнованиях. Впервые команда NART вывела гоночные версии 365GT4 Berlinetta Boxer на трассы в Ле-Мане, Дайтоне и Себринге в 1975 году. Это была не заводская команда, а именно частники. Машина получила обозначение BB LM. Версия 512 BB еще активнее стала выставляться на гонках. В 1978 году в гонках участвовала целая серия облегченных машин с двигателем увеличенной до 460 л.с. мощности.

Ferrari 512 BB LM 1978 г
Ferrari 512 BB LM 1978 г

В 1979 году модель еще сильнее облегчили, а мощности возросла до 480 л.с., плюс машина была сильно изменена внешне, передняя и задняя часть заметно удлинились, была улучшена аэродинамика, сзади появилось мощное антикрыло. Внешние панели были разработаны компанией Pininfarina. Лучшим достижением гоночной Ferrari 512BB LM стало первое место в классе GTX и пятое в общем зачете в гонке “24 часа Ле-Мана” в 1981 году. Несколько экземпляров 512BB LM дожило до наших дней.

Ferrari 512 BB LM 1979 г
Ferrari 512 BB LM 1979 г

Наконец, интересный факт по поводу букв “BB”. Есть альтернативная версия от дизайнера Леонардо Фиорованти. Изначально эти буквы означали совсем не Berlinetta Boxer. Как рассказал Фиорованти, он вместе с разработчиками Анджело Беллей и Серджио Скальетти дали прототипу имя “Brigitte Bardot”, потому что он им казался таким же восхитительным, как и знаменитая французская кинодива. Потом имя сократили до ВВ, а уже потом руководство Ferrari решило расшифровать эту аббревиатуру на свой лад, как Berlinetta Boxer. С таким именем машина и вошла в историю.

Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973-1976 гг
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973-1976 гг
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973-1976 гг
Ferrari 365GT 4 Berlinetta Boxer 1973-1976 гг

Благодарим автора текста Андрея Голубева за возможность публикации (подписывайтесь на автора в Drive2 Anderson1977)