Найти тему
Портал МОСТ

Реформа спецслужб Европы: готовятся к конфликту с Россией и… попилу

22 г.
22 г.

Летом 2022 года руководство ряда западноевропейских стран объявило о масштабной реформе спецслужб. Цель – подготовка их к более серьезному столкновению с Россией и Китаем в условиях, когда они показали свою невысокую эффективность как в случае с Украиной, так и в других регионах земного шара (например, Африке) в связи с действиями Китая в странах «третьего мира».

Французские «чекисты» демонстрируют неэффективность

Особенно масштабно идет реформирование французского разведсообщества, вызванное ошибками и задержками в передаче оперативной информации «наверх», стоившими Парижу многих миллиардов евро ущерба и создавшими новые угрозы его национальным интересам.

Заметим, что последнюю реформу такого масштаба Париж проводил более 30 лет назад, в 1989 году. Теперь же реорганизация вызвана целым рядом досадных «осечек», включая неспособность вовремя предупредить нашумевшие отказ Австралии от покупки французских подводных лодок в 2021 году и дестабилизацию бывших колоний Франции в Африке, откуда Париж получает стратегически важный уран. Ситуация там в последние годы резко ухудшилась, что вызвано, по мнению французских властей, распространением радикального исламизма с одной стороны, и «наступлением» России и Китая с другой.

Дескать, потому Париж и «проспал» дестабилизацию Африки, где на глазах рушатся лояльные ему режимы – в 2020-22 гг. в Мали, Судане, Буркина-Фасо, Гвинее и где к власти приходят военные, ориентированные скорее на Россию, чем на прежнюю метрополию…

Реформирование французских спецслужб началось минувшим летом с усиления охраны стратегически значимого уранового рудника Arlit в Нигере, который парижские «штирлицы» издавна опекают. Занимавшуюся охраной урана частную военную компанию EPEE усилила Adit Group. В руководстве обеих заметны отставники-спецслужбисты, тесно связанные со своими работающими коллегами. Последние явно намерены усилить свое влияние в этом «охраняемом секторе».

При этом особые претензии к спецслужбам возникли у президента Эммануэля Макрона за неспособность вовремя предупредить о подготовке и точном времени начала российской спецоперации на Украине. В результате «перестройка» затронула все французские спецслужбы, включая DGSE (Главное управление внешней безопасности Минобороны Франции), сильно критикуемое руководством страны за несвоевременно и «искаженно» передаваемую информацию.

-2

Эмблема Direction générale de la Sécurité extérieure, DGSE

Руководство французской разведки оправдывалось тем, что своевременно докладывало всё необходимое президенту Макрону, но тот не относился к докладам с должным вниманием, и информация устаревала.

Другая причина – старая болезнь Франции – бюрократия, тормозящая передачу данных по инстанциям из-за необходимости многочисленных согласований, от чего в первую очередь страдал украинский потребитель. Это касалось и работы французской спутниковой орбитальной группировки (на Западе считается по эффективности второй в мире), добывающей кадры с наилучшим разрешением (в том числе военных объектов России и её союзников и передвижении их сил) по Украине.

Подобные претензии выдвигались и другим французским спецслужбам, включая Службу военной разведки (DRM). В ответ военные разведчики обвинили официальный Париж в нерешенности своих кадровых и технических проблем, например, требуя законодательного ужесточения недопущения переманивания спецслужбистов в частный сектор. Именно этим DRM и объясняет запоздание ее докладов «наверх», поскольку она не смогла справиться с обрушившимся на нее «цунами данных» и «утонула» в информации, не успевая вычленять полезные сообщения и отфильтровать информационный мусор.

Также представители спецслужб объясняли свои «проколы» проявлением нездоровой конкуренции между ними за сократившиеся после краха СССР ресурсы, негативно отражающейся на безопасности страны и мешавшей им своевременно парировать вызовы России и Китая.

Старт реформы

И вот с 13 июля 2022 года, даже несколько раньше запланированного, началось масштабное реформирование. К этому Макрона подвиг последний скандал, вызванный судебным разбирательством в отношении DGSE за «соучастие ее сотрудников в пытках» в Ливии. В связи с этим французские СМИ даже заговорили о войне между Министерством юстиции Франции и разведсообществом страны.

А пока в результате реформ подчиненная Минобороны DGSE еще больше лишится организационной самостоятельности: спецслужбы, находящиеся под «патронажем» военных, будут постепенно сливаться под их «крышей» в одну структуру типа ЦРУ.

Параллельно были отправлены в отставку и руководители, включая чины DGSE, Военной контрразведки (DRSD), Службы военной разведки (DRM) и дающего дипломатическое прикрытие кадровым разведчикам МИДа – в частности в департаменте Африки и Индийского океана.

Одно из направлений реформ – сокращение бюрократических звеньев, замедляющих их работу. Так, в DGSE из пяти управлений остаются четыре с упором на сбор и анализ информации. Также при DGSE будут созданы особые «центры миссий», специализирующиеся на конкретных направлениях (терроризм, организованная и высокотехнологичная преступность, распространение атомных технологий и оружия, война на Украине и т. д.) и проблемным регионам (Сахель, Индо-Тихоокеанский регион, Балканы и пр.)

Будет модернизирована и структура других спецслужб. Так, планируется расширить развернутое в июне 2022 года секретное спецподразделение управления военной разведки (DRM) Paros, «заточенное» на обнаружении и уничтожении особо важных целей (по официальной легенде – на ликвидации исламских боевиков). Аналогичные подразделения могут быть созданы и для работы в других регионах мира.

-3

Ставка на шпионские программы

Париж и Брюссель рассчитывают повысить эффективность своих спецслужб, включая нехватку профессиональных кадров, предоставлением им технических новаций, включая «инструменты OSINT» (Open-source intelligence, разведка по открытым источникам ) в первую очередь для мониторинга соцсетей. Повышенное внимание будет уделено анализу сообщений в мессенджерах, данных электронной почты, перехвату и прослушке телефонных переговоров и борьбой с дезинформацией.

В этом направлении работают кибер-подразделения агентств по борьбе с дезинформацией Viginum и военных закупок DGA-MI, разрабатывающие с привлеченными частными фирмами информационные разведывательные платформы-программы с открытым исходным кодом – Tehtris, Predicta Lab и Corexalys. Как правило, такие «частные подрядчики» принадлежат бывшим сотрудникам внешней разведки Франции – например, компания по анализу массовых данных ChapsVision.

Особое внимание при этом уделено увеличению скорости обработки массивов информации для усиления противодействия «операциям иностранного влияния» (особенно российского). Сегодня это приоритетная цель разведсообщества Франции. В связи с этим предполагается набор сотен новых кибер-рекрутов в департамент контроля информации Агентства военных закупок DGA-MI, из которых создадут особую группу по ведению информационной войны.

В этом Франции и другим европейским странам помогает израильская спецслужба Моссад, обучающая их разведчиков анализу и сбору разведданных при помощи шпионских инструментов и программ с открытым исходным кодом (включая прогремевшую на весь мир Pegasus в связи с ее использованием в последние годы против руководства Алжира).

Это позволит западноевропейским спецслужбам эффективнее использовать электронные ресурсы для оперативного мониторинга соцсетей, мессенджеров, прослушки, повысит их возможностей по вербовке.

Другой актуальной задачей евроспецслужб становится недопущение экспорта из Франции и ЕС товаров двойного назначения, в частности, фирмами, специализирующимися на поиске уязвимостей в безопасности компьютерных систем, ведь до сих пор они практически свободно предлагали свои услуги «не по назначению», те. российским и китайским клиентам.

-4

Французское отражение общего процесса

Между тем, реформирование французских спецслужб отражает аналогичные процессы в других странах НАТО, где ставка делается на улучшении их взаимодействия и усиление мониторинговых и аналитических подразделений для более оперативного реагирования на растущие российские и китайские «угрозы» и вызовы. Подобная перестройка происходит в Германии, Бельгии, Польше, Чехии, Канаде и других западных странах.

Причем «отеческий» тон здесь снова задают американские спецслужбы и на практике происходящие изменения превращают их в «региональные подразделения» ЦРУ, куда открыто внедряются его представители. Это упрощает Соединенным Штатам ведение работы там, где их присутствовало слабо. Например, в Африке и южной части Тихого океана.

-5

Реформа или «попил»?

Однако подобные реформы преследуют и корыстные интересы. Так, последние неудачи французские «чекисты» (и прочие их западные коллеги) использовали для увеличения финансирования, срезанного в начале 2000-х годов. В результате бюджет одной лишь DGSE по сравнению с 2012 годом вырос на 80%, составил 880 млн евро и продолжает стремительно расти. Речь, в том числе идет об увеличении численности более чем на 1000 человек (сейчас более 5000 сотрудников), причем к 2026 году штат лишь одной этой французской спецслужбы может превысить 8000 человек, а ежегодный бюджет превзойдет миллиард евро.

Еще больше средств уйдет на модернизацию материально-технической базы. Так, в 2028 году DGSE переедет из «устаревших казарм» на бульваре Мортье в Париже в переоборудованный форт Неф-де-Венсен. Когда-то в этом «Новом Венсенском замке» приводили в исполнение смертные приговоры (в частности 105 лет назад расстреляли знаменитую шпионку Мату Хари), а сегодня стоимость новоселья спецслужбистов в Fort Neuf de Vincennes оценивается минимум в 1,4 млрд евро. Всего же на такую модернизацию может уйти до 6 миллиардов.

-6

Текущая штаб-квартира DGSE

Но и это еще не всё: огромные суммы «пилятся» между спецслужбами и частными конторами, руководимыми их отставными коллегами. Подобная схема работы позволяет действующим французским «чекистам» законно «дербанить» бюджет через отставных коллег. И всё это происходит под удобным предлогом обострения отношений с Россией.

Причем как представляется, во многом расширение бизнеса спецслужб и является одной из целей подобных реформ, ведь повысить их эффективность возможно и без таких громадных затрат.

Таким образом, европейские спецслужбы, пользуясь ситуацией, заметно увеличивают свое финансирование. Соответственно, постепенно будет расти и их внутриполитическое влияние и в ближайшее время они попытаются расширить свои полномочия и стать над европейскими законами и. Конфронтация с Россией – отличное для этого время.

В итоге «еврочекисты» по факту смогут прожевать хваленую европейскую демократию. Не случайно та же DGSE успешно проталкивает свои «пожелания» в готовящиеся законопроекты – от бюджетных ассигнований до получения более лёгкого доступа к информационным алгоритмам, файлам cookie и образцам ДНК…

-7

СЕРГЕЙ БАЛМАСОВ