Сейчас, спустя 3 с лишним года проживания в Севастополе, я уже неплохо знаю свой район. Он непростой, холмистый, горный, пересечен балками. Все их мы прошли пешком, где-то попадали в тупик, поднимались буквально на руках по склонам.
Недавно, прогуливаясь, в очередной раз снимали Аполлоновку и я пошутила, сказав мужу:
"Гриновские места, Ассоль тут бегала..."
Он удивился, спросил почему, как так, никогда бы не подумал! И я показала ему статью, где севастопольский художник Владимир Адеев нарисовал карту по произведению Александра Грина "Ассоль":
Почему бы и нет? Нам, многим, в силу скромности, кажется, что всё великое-это точно не рядом с нами, не может так повезти, это где-то у других, а не у нас...
А вдруг у нас?
Я рассмотрела карту и прочитала статью. Мысленно прошлась по всем местам, который описывает художник и... согласилась с ним!
Итак, Зурбаган- это центральная часть Севастополя. У Грина он встречается в нескольких произведениях. Константин Паустовский так пишет:
"…каждому, кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган — это почти точное описание Севастополя, города прозрачных бухт, дряхлых лодочников, солнечных отсветов, военных кораблей, запахов свежей рыбы, акации и кремнистой земли и торжественных закатов, вздымающих к небу весь блеск и свет отражённой черноморской воды.
Если бы не было Севастополя, не было бы гриновского Зурбагана с его сетями, громом подкованных матросских сапог по песчанику, ночными ветрами, высокими мачтами и сотнями огней, танцующих на рейде."
Лисс- рабочий поселок, это наша Корабельная сторона, здесь и жили матросы, простолюдины. И у нас до сих пор есть крошечные домики-лачужки, в чьи ворота нужно входить пригнувшись. Аполлоновка, к примеру. Макаровка- одна из частей Лисса, у Грина- Каперна, там тоже жили матросы, в целом эта часть города была полностью рабочей, военной. И до сих пор здесь живет много потомков матросов. Вы будете поражены, но лично я каким-то чудом их вижу- эти вытянутые лица, на которые надень бескозырку и готовый матрос. Более того, уже несколько жителей города из других районов мне так и сказали:
"Макаровка- они с того века еще там живут, друг на друге женятся, там пьют они не останавливаясь, зачем мы туда вообще поселились, это матросня..."
Из Каперны Ассоль идет в Лисс, на пути- лес. Адеев предполагает, что это Ушакова балка, да и ручей там есть, я его даже знаю... В начале века он был глубокий, дети на самом деле играли и пускали кораблики.
Балаклавцы говорят, что Лисс списан с них, с Балаклавы. Но нет, там нет такого леса...
Адеев подробно описал всю карту Зурбагана и общее название местности звучит как Гринландия.... Земля Грина.
Наберите в поиске Владимир Адеев, Гринландия, Севастополь и прочитаете все своими глазами. А напоследок так:
Пишите, комментируйте!