Как это часто бывает, мы ищем впечатления, забираясь в непроходимые таежные дебри или нежась на песчаных пляжах под тропическим солнцем. Не замечая, что рядом с нами есть места, где этих впечатлений, я бы даже сказал, приятных потрясений, на порядок больше.
Собственно, наверное, и об этом тоже писал наш великий поэт Сергей Есенин – «Лицом к лицу Лица не увидать. Большее видится на расстоянье…»
Подобным приятным сюрпризом для меня стало посещение небольшого городка Хотьково, расположившегося в стороне от Ярославского шоссе и незаметного в тени знаменитого Сергиева-Посада. Лет тридцать я езжу мимо Хотькова на дачу к родителям, и ни разу не интересовался этим городом.
Да, конечно, кое-что слышал о соседнем Абрамцеве, знаменитом кластере (как принято сейчас выражаться) русских художников, о художественном училище, которое, как мне казалось, готовит специалистов по церковной тематике. И, собственно, все.
Наконец-то посетить Хотьково в этот раз мне удалось по приглашению председателя местного отделения Союза Художников России, гравера и ювелира, Максима Булыгина. И опять же, первоначально встреча планировалось в Сергиевом Посаде, но случилась в Хотькове.
Должен признать, что ехал я на встречу, в осенней дождливой погоде, под радиошум неблагоприятных новостей и настроение было соответствующим.
Но, после встречи, я ощутил правоту, тех кто утверждает, что Россия сильна не Москвой, а именно вот такими небольшими городами и деревнями. Именно здесь живут те, кто способен будет спасти Родину, в годину тяжелых испытаний. А спроси любого встречного в таком месте: Вы патриот?
Он, скорее всего, конфузливо улыбнется и скажет: Да, я то, что? Вы, вон, соседа спросите, он флаги государственные по праздникам вывешивает.
Эти люди просто делают свое дело молча, как правило, не благодаря, а вопреки говорильне о развитии малого бизнеса, ускорении импортозамещения и внутреннего туризма. Не буду ходить вокруг, да около, сразу скажу, что на меня так повлиял и разговор с Максимом Булыгиным, и посещение Хотьковской косторезной фабрики. Последний раз я подобный кайф испытывал от посещения оружейного производства Педерсоли, особенно, когда сам маэстро Пьеранджелло становился к станку и начинал точить какую-то деталь. Там я только разводил руками, ну, что возьмёшь, мол, вековые традиции, Европа и все такое. Тут же я увидел работу наших мастеров, не имеющих европейского лоска, не умеющих красиво говорить и всячески пиарить себя и свою работу. И лишь только рассматривая вещи, сделанные прямо при тебе, чувствуешь, что присутствуешь при созидании волшебства.
Вначале видишь просто какие-то обломки….
Потом легкие (глядя со стороны,) движения рук ….
И готовые изделия, занимают свое место в витрине, расположенного в соседней комнате, небольшого магазина.
Мастерам фабрики, подвластен любой материал: бивень мамонта или рог лося, работают также с ценными породами древесины.
Меняющиеся условия, амбиции мастеров (хотя, наверное, правильнее сказать творцов), финансовая составляющая, в конце концов, заставляют их находиться в постоянном творческом поиске. Это можно увидеть воочию, разглядывая витрины с современной продукцией и витрину с изделиями предыдущей косторезной фабрики, которая была образована в 1947 году и не пережила лихолетье перестроечных процессов. Вариативность новейших образцов просто зашкаливает, присутствуют не только традиционные мотивы русского Севера, но восточные, исторические, и даже в стиле фэнтези.
Официально, современная фабрика считается преемницей первого советского производства, но можно сделать немного вольное допущение и предположить, что основателем художественной резьбы в этой местности, является легендарный инок Амвросий, который прославился своими работами в Троице-Сергиевой лавре во второй половине 15 века. И хотя о Амвросии, Павлом Флоренским совместно с историком Ю.А. Олсуфьевым была написана книга, вопросы о его происхождении остаются. Официально считается, что он происходил из местного дворянского рода Кучецких и всю жизнь посвятил службе в лавре. Но сохранившиеся работы таят в себе вопросы, на которые пока нет ответа, так как архивы лавры сильно пострадали в Смутное время. Что обращает на себя внимание: само имя Амвросий имеет несколько западный оттенок, и в сохранившихся произведениях прослеживается смешение западных и восточных традиций, манера подписывать свои работы, также не свойственна русским мастерам в этот период.
Кроме того, не сохранилось никаких сведений о наличии резчиков в лавре до появления Амвросия. Чисто гипотетически можно предположить, что Амвросий был выходцем из Византии, которая рушилась в этот период под натиском османов. В любом случае, я бы на месте нынешнего руководства фабрики, не смущаясь, объявил себя законным приемником инока Амвросия, ну, по крайней мере, хотя бы в релизе для иностранных покупателей. Таких не мало, пока в основном китайцы, которые отдают должное и мастерству работников фабрики, и материалу, с которым они работают. Только представьте себя владельцем абсолютно оригинального изделия (по знаменитой легенде, владыки лишали зрения, а то и головы зодчих, чтобы те не могли повторить свои шедевры), которое создано из уникального материала, замороженного в вечной мерзлоте несколько тысячелетий назад. Причем живыми руками, а не копировальными станками. Впрочем, и такие тоже есть на фабрике, но речь не о них.
Разговор с Максимом Булыгиным, мы вели об отсутствии и возможности создания изделий связанных с оружием. Сейчас, вся оружейная тематика ограничивается малыми формами холодного оружия, проще говоря, - ножами. И они, безусловно, прекрасны.
Но ведь в истории оружия есть и другие примеры.
Опыт Максима с элитными марками часов говорит о возможности создания шедевров и на новом поприще. И, что самое главное, российского оружия, которое будет не менее легендарным, чем кольты. И, безусловно, спрос на такие работы есть и будет. Но возможно ли преодолеть обстоятельства, в плену которых мы находимся? Падение платежеспособности, закручивание не тех гаек в оружейном законодательстве, отсутствие зримой поддержки государством предприятий, работающих на «культуру», в том числе и оружейную. Вопросов больше, чем ответов. Но закончить свою путевую заметку мне хочется словами одного из героев легендарного «оружейного» сериала: Думаете, что кончилась Россия, да? Во, выкуси!
Пока есть мастера на земле русской, все будет хорошо!
Игорь ВЕРБОВСКИЙ
Больше интересных статей и новостей в приложении Оружейник онлайн, присоединяйтесь к приложению https://orujeinik.ru/, впереди много интересного.