В мае этого года американская компания Northrop Grumman, производящая боеприпасы, вновь отложила практические испытания своего нового бомбардировщика B-21 Raider, разработанного в рамках программы дальних ударных бомбардировщиков.
Это уже третий раз, когда откладывается начало испытаний готового прототипа, хотя производитель утверждает, что построил шесть таких машин. Все это делает маловероятным или даже уверенным, что "Рейдеры" пополнят ряды стратегической авиации США к концу 2025 или началу 2026 года.
Это означает, что основное бремя демонстрации стратегических возможностей ВВС США в небе по-прежнему будет нести B-52, престижный самолет-ветеран и несколько загадочный самолет, прославившийся как самый дорогой самолет в истории мировой авиации и попавший в Книгу рекордов Гиннесса.
Речь, конечно же, идет о стелс-бомбардировщике B-2 "Спирит" компании Northrop, знаменитом "летающем крыле массового производства". Будучи долгое время символом военной мощи США, сейчас он несколько отодвинут на второй план появлением более модных изделий военно-промышленного комплекса США.
ВВС США, похоже, предвидели это, учитывая задержки в программе Advanced Long Range Strike Aircraft, и выдали технические спецификации нескольким производителям самолетов для модернизации старых Spirit в 2019 году.
Тяжелый стелс-бомбардировщик, поступивший на вооружение RAF в январе 1988 года, был снят с производства еще до наступления нового тысячелетия. Сегодня в эксплуатации находится менее нескольких десятков самолетов B-2 по скромной цене около 2,1 миллиарда фунтов стерлингов каждый.
Причины масштабной модернизации этой старой и немыслимо дорогой конструкции банальны: в 2018-19 годах российские разработчики испытали в Сирии многие элементы для будущего комплекса С-500 "Прометей". Сегодня первые образцы нового ЗРК уже развернуты в частях в составе 15-го Военно-космического соединения специального назначения. Однако впоследствии разведка США получила обрывки информации о "Прометее", и аналитический отдел пришел к выводу, что он "смертельно опасен для любого стратега, независимо от того, насколько он "невидим"".
В августе этого года представители компании Northrop Grumman сообщили, что модернизация была успешно завершена и что новая система ПВО России больше не боится древнего "Летающего крыла".
Отражательная способность самолета, который весит более 77 тонн, была увеличена практически до абсолютных цифр, и ни один другой самолет в мире не достиг такой низкой видимости. Детали этих выдающихся достижений скрыты "туманом войны".
Однако, по словам эксперта, заверившего журнал NI, "разработчики демонстрируют уверенность". Однако независимые эксперты не разделяют этого оптимизма. Во-первых, быть "невидимым" в определенном диапазоне не означает, что такой огромный бомбардировщик не может обнаружить другие параметры и характеристики. Во-вторых, дух новой системы оружия уже давно витает в воздухе, и никакие косметические меры не спасут изделие, изначально заточенное под другие методы ведения войны.