"Как же хорошо быть ребёнком и ходить в детский сад!" - рассуждают некоторые взрослые. Однако далеко не все дети согласятся с этим утверждением. Уйти из домашнего уюта с родными родителями и любимыми игрушками, приобщиться к дисциплине по расписанию - непростая задача для маленького человека. Есть те, кто легко проходит адаптацию за пару недель и наслаждается играми со сверстниками, есть и другие - те, кому сложно привыкнуть к новым условиям и ежедневному расставанию с мамой на целый день. О том, как объяснить ребёнку необходимость посещать детский сад и как помочь адаптироваться в новых условиях, корреспонденту ИА SM.News рассказала воспитатель Ирина Емельянова.
Ирина, расскажите, как помочь ребёнку, который впервые идёт в детский сад, мягко пройти адаптацию?
Отвечу вам как мама двоих детей и поделюсь своим опытом, который считаю правильным. Я много рассказывала своим девочкам о садике. Говорила, что главная там - воспитатель, и она - ваш друг, она заботится о вас как мама, но у неё много детей и ей нужна и ваша помощь, поэтому важно, чтобы её слушали, выполняли просьбы, помогали и вели себя спокойно. Рассказывала, что дети могут быть разные: кто-то может обзываться и дразниться, тогда можно обратиться за помощью к воспитателю и к нам - родителям, а можно просто не дружить, если не хочется.
После садика важно расспрашивать ребёнка о том, как прошёл день. Во что он играл и с кем. Если один играл, то в какую игру или какой игрушкой, подсказывать как можно ещё поиграть. Рассказать, как что в игру можно позвать друга, может быть он тоже один проводит время. Позиционировать, что вдвоем играть интереснее и веселее, но не настаивать, ведь бывают дети, которым комфортно играть одним.
Моя младшая дочь год играла одна, не хотелось ей ни с кем проводить время, хоть и очень общительная девочка. Спустя время она обзавелась друзьями в группе.
Что делать родителям, если ребёнок, посетив детский сад несколько раз, категорически заявляет, что больше не пойдёт?
Я тоже через это проходила. Здесь нужно договариваться, объяснять, что садик - это работа ребёнка, а родители ходят на взрослую работу, где получают деньги, на которые могут купить что-то вкусное или куда-то сводить ребёнка. Можно сказать, например: “Ты ходишь в садик всю неделю, а я зарабатывают деньги, и в выходной мы пойдём в кафе-мороженое”. Это своего рода сделка. Нужно обязательно проговаривать: “Я работала всю неделю и получила зарплату, и ты работал всю неделю, занимался в садике, а теперь мы получаем вознаграждение”. Можно завести календарь, где ребёнок вычеркивает дни и ждёт события, в общем вариантов много. Главное - разговаривать с ребёнком, как со взрослым и доносить до него смысл, что если посадить зёрнышко и поливать, оно обязательно взойдёт.
Для некоторых ребят самое ужасное в детском саду – это сончас. Не все спят днём, а тут приходится лежать смирно довольно долго. Как настроить ребёнка воспринимать сончас спокойно?
Можно сказать ребёнку, что сончас - это фантазия, где можно помечтать и придумать сказочную страну с любимыми героями, но главное условие - закрыть глаза и не открывать, а то фантазия убежит, а спать совсем не обязательно. А потом нужно разузнать у ребёнка, о чем он мечтал, можно даже по пути в детский сад обговорить тему, а вечером расспросить, что же вышло у ребёнка, и записать его историю в тетрадь. Этот метод работает у меня до сих пор, а детям уже 7 и 11 лет.
Как помочь тихому и малообщительному ребёнку наладить контакты со сверстниками? Что должны делать родители и педагог?
В этом вопросе поможет воспитатель, который должен ввести ребёнка в группу, организовать игру с ребятами и подобрать друга, подходящего по темпераменту.
Я, как мама, столкнулась с такой проблемой, когда воспитатель не особо был заинтересован в ведении моего ребёнка в группу. Зная интересы своего ребёнка и выяснив интересы детей, с которыми есть хоть какое-то общение, я списывалась с родителями, организовывала прогулки вне детского сада и помогла подружиться. Это сработало, моя дочь с лёгкостью бежала в группу, увидев знакомые лица.
Так как я работаю в частном саду, мне легче организовать коммуникацию детей, предотвратить конфликт. В муниципальных садиках очень много детишек, и тут труднее воспитателю, какой бы он замечательный не был, он просто физически не успевает.
С ребёнком при любых обстоятельствах нужно разговаривать и очень много. Сначала сеем семечко, а потом поливаем, удобряем, и оно обязательно прорастет. Нужно внимательно слушать ребёнка и ко всем его проблемам относиться ответственно.
Также читайте у ИА SM News Тюмень:
Тюменский воспитатель Емельянова рассказала об адаптации ребёнка в детском саду