Найти тему

"Военные письма"

Графюра С. Красаускаса из цикла "Вечно живые"
Графюра С. Красаускаса из цикла "Вечно живые"

Первый пост после довольно долгого перерыва мы хотели посвятить музыкальной педагогике и проблемам постановки голоса. Однако тревога, порожденная новостями последних дней, настойчиво требует воплощения в тематическом посте. Сегодня мы поговорим о вокально-симфонической поэме Валерия Гаврилина «Военные письма».

Гаврилин, как и многие русские композиторы до него, сформировал свой стиль, сочетая фольклорные музыкальные приемы с тенденциями академической музыки. В «Военных письмах» воздействие такого сочетания особенно сильно – отголоски народных мелодий, навевающие мысль о не омраченном трагедиями крестьянском быте, переплетены с тревожными диссонирующими интонациями. Вторжение чего-то неотвратимого и страшного в жизнь рядового человека отражают не только тексты вокальных номеров, но и музыка произведения. Горе народа представлено Гаврилиным без пафоса, и «Военные письма» трогают сердце слушателя не высоким поэтическим слогом или ошеломляющим оркестровым шквалом, а искренней простотой выражений и интонаций.

Впервые исполненный в 1976 году, этот цикл из 12 номеров повествует о человеческом горе, принесенном войной – о разлуке, смерти, и мучительной надежде. Центральный образ «Военных писем» – образ женщины, получившей известие о гибели любимого на войне, оплакивающей его и находящей минутное успокоение лишь в воспоминаниях о разрушенном счастье. Сам композитор родился в 1939 году и с самого детства был свидетелем женских слез по погибшим солдатам: «...плач вдов, их горькие, безутешные песни, которые слышал в вологодской деревне, – это всегда во мне» – писал он.

Самые впечатляющие номера поэмы – дуэты, объединяющие воспоминания женщины и мужчины о прежней жизни. Эти мгновения пролетают перед глазами умирающего солдата и в памяти убитой горем жены, будто в последний раз соединяя их. Гнетущее впечатление придает картинам былого счастья музыкальное сопровождение – негромкое, как бы отдаляющееся, и нереально-потустороннее. Это картины мирной жизни, которой теперь нет и больше никогда не будет.

Запись 1976 года, исполняет эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского телевидения и радио им. Соловьева-Седого, поют Эдуард Хиль и Таисия Калинченко.