Найти тему
Методист.54

Миф: дополнительное образование детей платная образовательная услуга

Оглавление

Я помню, как нас - педагогов обычных муниципальных центров - захлестнула волна негодования, когда в прошлом году чиновники в новостях начали говорить: "Теперь, благодаря Навигатору, дети могут получать дополнительное образование бесплатно". "Можно подумать до этого оно было платным?!" - хором возмущались мы. А вчера я задумалась. Уверена, мои мысли будут интересны и родителям, и педагогам.

Автор: Тамара Сергеевна Щедренко, педагог дополнительного образования, магистр медиаобразования.

Вчера я попала в блог о дополнительном образовании - платном дополнительном образовании. И по цепочке из воспоминаний и сопоставления фактов начала складываться интересная картина. Например, я посёрфила интернет и оказалось, что в Новосибирске 150 частных центров для детей. Для сравнения - муниципальных центров всего 35, включая спортивные школы. Плюс 19 школ искусств.

Частных платных в три раза больше! А возможно я ещё и не все нашла. И во всех занимаются дети. А у нас в муниципальных центрах порой недобор в группах - на бесплатные занятия.

Так в чём же этот феномен, когда родители выбирают платное дополнительное образование для детей, при наличии бесплатного в каждом районе города? Давайте разбираться на примере родительских цитат, которые я за семь лет слышала в беседах.

Бесплатное - значит некачественное

Эта история случилась три года назад. Записи через Навигатор ещё не было и мы педагоги для набора детей крутились как могли, чтобы набрать детей в группы. Плюс помогало сарафанное радио. Вот однажды мне позвонила женщина, чтобы узнать про мою группу по журналистике.

Оказалось, что её сыновья занимаются в частном центре, каждый месяц она платит 5 000 рублей, что существенно для семейного бюджета, ведь она на инвалидности. "А что поделать, надо ведь чтобы дети развивались", - примерно так она и сказала знакомой. На что та сильно удивилась, ведь её ребёнок уже два года занимается у меня в муниципальном центре. И знаете какой аргумент был у этой мамы двоих детей: "Да разве бесплатное может быть качественным?"

После этой беседы я пошла выговориться к коллегам. Ну серьёзно, что за недоверие? У меня недобор, при этом я стараюсь дать качественное образование, а в платных центрах аншлаг.

И вот, что сказала молодая коллега: "Вот представь, видишь ты в магазине сапоги за полторы тысячи. А в магазине через дорогу такие же стоят за 5000. И ты думаешь - с теми, что за полторы, явно что-то не так, подделка некачественная. И берёшь за 5000. Так и тут. Когда бесплатно - подозрительно".

Тут я вспомнила реальную историю из жизни про одинаковые сапоги. Как-то давненько мне подруга подсказала магазин конфискованной обуви. Я сомневалась, но пошла. С опасением купила сапоги за 500 рублей. Честно - искала подвох. Нашла - каблуки были шаткие. Тут же отдала в мастерскую, каблуки закрепили и всё стало идеально. Прихожу на работу. А там ещё две девочки в таких же сапогах, а они прямо примечательные такие, необычные. Первая удивляется, что мы все купили сапоги в одном магазине. Вторая говорит, нет мол, я на рынке взяла. Первая спрашивает - за сколько? Ответ - за полторы. Первая девочка с лица сошла - она заплатила 3 000 в магазине. И тут взгляды повернулись ко мне - я добила обеих своим ответом "500". Решила поднять им настроение некачественными каблуками. Так они тоже каблуки ремонтировали!

Точно бесплатно?

Довольно распространённый вопрос от родителей. Была у меня родительница, которая по телефону долго пыталась выпытать, а за что ей придётся платить неофициально лично мне педагогу. Мол какая у меня "личная такса" помимо заработной платы. Ничего не выпытала, потому что никакой таксы и нет. Работаю за зарплату.

В итоге родительница не выдержала и чуть ли не истерично произнесла: "Ну что-то же вы с родителей собираете?!"

Мы не собираем - мы предлагаем сделать добровольные взносы. А родители сами решают, могут они оказать благотворительную помощь или нет.

"Вот!" - ликовала женщина. - "Значит есть сборы! Сколько тысяч в месяц я должна буду вам платить?"

Мой ответ опять поставил её в тупик: "Вы ничего не должны - хотите и можете помочь, делаете взнос в попечительский совет. Не хотите - никто вас заставлять не будет. А если вас интересует конкретная сумма, то родители нашего творческого объединения решили, что это будет 300 рублей в месяц".

"То есть вы будете заниматься с моим ребёнком за 300 рублей в месяц? Вы серьёзно?" - даже не знаю, как назвать эту эмоцию на том конце провода.

И знаете, я уже привыкла очень спокойно отвечать на подобные слова родителей: "Нет, заниматься с вашим ребёнком я буду за зарплату из бюджета. А помощь родителей идёт на покупку бумаги, на которой мы печатаем статьи детей, и на печать самой газеты, на расходные материалы. Взносы делаются в официально зарегистрированный родительский попечительский совет, лично я никаких денег от родителей не беру".

Вообще, педагоги не любят обсуждать тему добровольных взносов, боятся что это незаконно и вот-вот нагрянет прокуратура или ОБЭП. Хотя на самом деле добровольные взносы родителей разрешены на законодательном уровне. Главное не нарушать установленные законом условия, которые хорошо разъясняются в Письме Министерства образования и науки РФ.

Надо отметить, что девочка пришла ко мне на занятия. И спокойно занималась без взносов. И никто не внёс её родителей в "список должников", как это часто бывает в школьных чатах, и не требовал "оплаты". И по моему семилетнему опыту - добровольные взносы делают единицы, буквально 1-2 родителя. Поэтому частенько бывает, что приносишь чек на батарейки в микрофон, а то и на карту памяти в камеру вместо испорченной, а тебе говорят: "Взносов у вас нет. Компенсировать не можем". И подумаешь: "Ну ладно, мама в 90-е мел покупала и зарплату видела раз в полгода. А я хотя бы ежемесячно получаю".

Мы про вас даже не знали!

А вот тут хочется сказать слова благодарности Навигатору дополнительного образования. Добрая половина родителей до его введения даже не знала о существовании муниципальных центров дополнительного образования. В этом родители признаются по телефону и на родительских собраниях. Многие были уверены, что система дополнительного образования развалилась вместе с Советским Союзом, ведь Домов пионеров не стало (родители моих учеников ещё застали их в детстве).

Дома пионеров были просто переименованы, но никуда не исчезли. Но наше поколение настолько привыкло за всё платить, что подавляющее большинство даже подумать не может, что за дополнительные занятия их детей не обязательно платить по 5 000 рублей в месяц.

Так что можете сколько угодно критиковать Навигатор дополнительного образования, но я считаю, что он действительно сделал бесплатное дополнительное образование детей доступным.

И вот тут можно вспомнить те самые слова чиновников от образования: "Теперь, благодаря Навигатору, дети могут получать дополнительное образование бесплатно". Как мне теперь видится, сказаны они были не педагогам, а родителям, которые привыкли водить детей в платные центры. И с маркетинговой точки зрения тоже верный ход - для родителей появилась ценность такого образования, что-то вроде: "Раньше было платно, а теперь бесплатно".

Как-то неожиданно для себя подняла очень много вопросов в этой статье. Очень хочется узнать мнение педагогов и родителей. А как обстоят дела в ваших регионах, в ваших городах?