Найти в Дзене
Вперёд в прошлое!

Вопрос без ответа: неслучайные случайности в Шлиссельбурге?

5 июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости произошло событие, которое стало следствием целой цепочки роковых случайностей. Причём настолько роковых, что поневоле задумаешься - а так ли уж случайны были эти случайности? В этот день погиб человек, который прожил на свете всего 23 года. И 22 из них он провёл в тюремной камере. Без отца и без матери. В обществе двух тюремщиков, которым доставляло удовольствие травить его. Без права называться собственным именем, которое он откуда-то знал.

Император Иван VI Антонович (изображение из открытых источников)
Император Иван VI Антонович (изображение из открытых источников)

Иоанну Антоновичу исполнилось всего 55 дней, когда он стал императором Всероссийским. Императрица Анна Иоанновна планировала, что российский престол после неё займёт потомок её отца, царя Ивана V. Так что императорский титул был уготован Иоанну VI ещё задолго до рождения и даже до зачатия. Но судьба жестоко посмеялась над планами его двоюродной бабушки-императрицы. Когда державному младенцу стукнул год и три месяца, его свергла в ходе очередного дворцового переворота двоюродная сестра Анны Иоанновны, цесаревна Елизавета Петровна.

В камере "колодник Гришка", как его теперь велено было называть, пережил и свою гонительницу, и её племянника Петра III. 28 июня 1762 года в России появилась новая императрица - матушка-спасительница Екатерина II. Да вот беда, Романовым она доводилась... никем. Так что и прав на престол особо никаких не имела. Разумеется, спасительницу отечества очень беспокоила двусмысленность её положения. И она решила повидаться с законным императором Иоанном VI Антоновичем. Правда, никогда не страдавшую склерозом матушку-благодетельницу постоянно подводила память именно по поводу этой встречи. Она каждый раз называла новое место и обстоятельства, при которых общалась с узником.

Императрица Екатерина II на памятнике Тысячелетию Государства Российского в Новгороде (изображение из открытых источников)
Императрица Екатерина II на памятнике Тысячелетию Государства Российского в Новгороде (изображение из открытых источников)

Оно и понятно, ведь то, что Екатерина узрела, повергло её в уныние:

"... он решительно был лишён разума и смысла человеческого... мог ли он взять скипетр, который был бы только бременем для его слабости, оружием его слабоумных забав?"

И с ней нельзя не согласиться. Если верить отчётам, узник постоянно ругался на тюремщиков, которые его травили. А ещё Иоанн с какого-то перепугу называл себя знатной персоной, бывшим правителем, хотя ему тысячу раз повторяли, что он всего лишь колодник Гришка. В общем, псих да и только. Пришлось Екатерине скрепя сердце взять управление государством в свои руки. А узника она поручила своему ближайшему соратнику графу Никите Ивановичу Панину.

Портрет графа Никиты Ивановича Панина кисти Александра Рослина (изображение из открытых источников)
Портрет графа Никиты Ивановича Панина кисти Александра Рослина (изображение из открытых источников)

И Панин не подкачал. Во-первых, он запретил пускать к Иоанну лекаря в случае его болезни. А во-вторых, тюремщикам были отправлены следующие инструкции:

"Ежели паче чаяния случится, чтоб кто пришел с командою или один, хотя бы то был и комендант или иной какой офицер... то арестанта умертвить, а живого никому его в руки не отдавать"

И ведь как в воду глядел. Пришёл. С командой. Офицер. И захотел арестанта взять. Всё как по писаному. А ещё Никита Иванович в декабре 1763 года просил тюремщиков Иоанна потерпеть ещё немного:

"Оное ваше разрешение не далее как до первых летних месяцев продлиться может"

И снова 100% попадание! Попытка освободить узника произошла 5 июля 1764 года. Да графа Панина в пору на "Битву экстрасенсов" отправлять!

Картина "Шлиссельбургский узник" кисти Фёдора Бурова (изображение из открытых источников)
Картина "Шлиссельбургский узник" кисти Фёдора Бурова (изображение из открытых источников)

Дед Василия Яковлевича Мировича вместе с гетманом Мазепой бежал в Польшу. За что его семью сослали в Сибирь, а имение конфисковали. С тех пор единственной мечтой Василия было пробиться из нищеты и безвестности. А как люди пробиваются, он видел на примере братьев Орловых, посадивших на трон Екатерину II. Так почему бы и Мировичу не посадить на трон своего императора? И вот наш заговорщик в 1763 году, разумеется совершенно случайно, становится флигель-адъютантом генерал-аншефа Петра Панина - родного брата... Никиты Панина.

В Петербурге начинают появляться "подмётные письма", в которых императрицу предупреждают о готовящемся заговоре в пользу Иоанна Антоновича. Нет, вообще-то Екатерина к таким вещам относилась серьёзно. За княжной Таракановой она отправила верного Алёшку Орлова с целой эскадрой, приказав в случае отказа выдать самозванку обстрелять столицу Рагузской республики. Генерал Юрий Долгорукий по её поручению облазил пол Черногории в поисках следов чудом воскресшего Петра III. Но в этот раз к предупреждениям она отнеслась с юмором. Вот только недавно за заговор в пользу Иоанна Антоновича в Сибирь отправили пьяную компанию Хрущовых-Гурьевых. Нет, больше она на такие разводы не купится.

Портрет генерал-аншефа графа Петра Ивановича Панина кисти Фёдора Рокотова (изображение из открытых источников)
Портрет генерал-аншефа графа Петра Ивановича Панина кисти Фёдора Рокотова (изображение из открытых источников)

А у Мировича случилась накладка. Его подельника, поручика Аполлона Ушакова, срочно отправили в командировку. Из которой он не вернулся, совершенно случайно утонув. С кем не бывает. Мирович решает действовать один. Он просит перевода в Шлиссельбург, где проводит рекогносцировку. О том, где именно в крепости томится Иоанн Антонович, знают только пять человек - сам узник, два его тюремщика, комендант и... Мирович. Хотя за распространение такой информации полагается смертная казнь.

Мирович торопится. На его счастье заболел один из его сослуживцев, и Василий напрашивается в караул в крепость вне очереди. Ну а что в этом странного? В тот день, 4 июля, Мирович пытается завербовать некоего капитана Власьева - одного из двух тюремщиков Иоанна. Власьев докладывает коменданту и тот отправляет с посыльным донос на Мировича. Но арестовать человека, задумавшего государственный переворот, никому просто не приходит в голову.

Император Иван VI на гравюре Пьера Александра Тардьё (изображение из открытых источников)
Император Иван VI на гравюре Пьера Александра Тардьё (изображение из открытых источников)

В итоге Мирович поднимает на бунт солдат, арестовывает коменданта и пытается освободить узника. И снова случайность, на этот раз счастливая. В перестрелке никто не пострадал... кроме Иоанна Антоновича, убитого его тюремщиками в полном соответствии с инструкцией.

Екатерина в это время отсутствовала в Петербурге. Получив от Панина известие о трагической случайности, ставшей причиной гибели Иоанна VI, она не могла не порадоваться - бедного сумасшедшего избавили от дальнейшей невыносимой жизни. И ей, и Панину было совершенно очевидно, что Мирович действовал в одиночку. Он же не Хрущовы с Гурьевыми. Поэтому судьям императрица поручила сильно не затягивать с рассмотрением дела. Правда вот барон Черкасов на ровном месте начал тупить и требовать арестов и тщательного расследования. Но ему быстро объяснили, что сейчас не 1937 год, чтобы устраивать беспредел. Очевидно же, что соучастников у Мировича, кроме вовремя случайно утопшего Ушакова, нет. Так что стыдно, господин барон, не понимать очевидных вещей.

Картина "Поручик Василий Мирович у трупа Иоанна Антоновича 5-го июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости" кисти Ивана Творожникова (изображение из открытых источников)
Картина "Поручик Василий Мирович у трупа Иоанна Антоновича 5-го июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости" кисти Ивана Творожникова (изображение из открытых источников)

Василия Яковлевича Мировича казнили 15 сентября 1764 года. Пожалуй, это единственное неслучайное событие в нашей истории.

Читайте в этом цикле: