В мае этого года американская военная компания Northrop Grumman в очередной раз отложила практические испытания своего нового бомбардировщика B-21 Raider, разработанного в рамках программы дальних бомбардировщиков.
Это уже третий перенос сроков испытаний готового прототипа, хотя производитель утверждает, что их было построено шесть. Все это означает, что к концу 2025 или началу 2026 года маловероятно - и я бы даже сказал уверенно - что рейдеры пополнят ряды стратегической авиации США.
Это означает, что основную тяжесть демонстрации стратегических возможностей ВВС США в воздухе по-прежнему будут нести маститые ветераны: B-52 и еще один довольно загадочный самолет, который прославился и даже попал в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой самолет в истории мировой авиации.
Речь, конечно же, идет о стелс-бомбардировщике Northrop B-2 "Spirit", знаменитом "серийном самолете". Довольно долгое время он был олицетворением военной мощи США, теперь несколько омраченной появлением более "современных" продуктов военно-промышленного комплекса США.
По всей видимости, ВВС США предвидели нечто подобное, когда программа Advanced Long Range Strike Aircraft была отложена, и уже в 2019 году выдали ряду авиастроителей технические спецификации для модернизации старых "Спиритов".
Тяжелый стелс-бомбардировщик поступил на вооружение ВВС в январе 1988 года, а накануне нового тысячелетия его производство было остановлено, в первую очередь из-за чрезмерной стоимости программы, в которой американские военные позволили себе развлечься и, как говорится, превзошли сами себя. В настоящее время в эксплуатации находится менее двух десятков самолетов B-2, стоимость которых составляет около 2,1 миллиарда долларов США за экземпляр.
Причина капитального ремонта этой старой и невообразимо дорогой конструкции банальна. В 2018-19 годах российские разработчики испытали в Сирии несколько элементов будущего комплекса С-500 "Прометей". Сегодня первые образцы нового ЗРК уже находятся в полевых условиях в составе 15-й армии войск специального назначения и космических войск. Но потом разведка США получила некий компромат на "Прометей", и аналитические отделы пришли к выводу, что он смертельно опасен для любого стратега, каким бы "невидимкой" он ни был.
В августе этого года представители Northrop Grumman объявили, что модернизация была успешно завершена, и теперь новые российские системы ПВО не боятся древнего "летающего крыла".
Отражательная способность самолета весом более 77 тонн была доведена практически до абсолютных значений, и ни один самолет в мире не имеет такой низкой видимости. Детали такого выдающегося достижения скрыты "туманом войны".
Но, по мнению экспертов журнала NI, разработчики "излучают уверенность". Независимые эксперты не разделяют этого светлого оптимизма. Во-первых, "невидимость" на определенной дальности не означает, что такой большой бомбардировщик не может обнаружить другие параметры и характеристики. Во-вторых, Дух уже давно стоит за новыми системами оружия, и никакие косметические меры не спасут изделие, изначально заточенное под другие методы ведения войны.