Найти в Дзене

Иррациональное уравнение с подвохом. Задание из варианта ЕГЭ 2023 №12.

Сегодня мы разберём задание №12 из вариантов задания для ЕГЭ-2023. Это иррациональное уравнение высокого уровня сложности, которое иллюстрирует одну хитрую ловушку, которая может встретиться на ЕГЭ. Напоминаю, для подписчиков предусмотрена возможность получения решений в «вордовском» .DOCX формате со стандартными формулами и рисунками. Кому требуется, делайте запросы в комментариях – я предоставлю файл. Общий список заданий, разобранных на канале, приведён здесь. Задание Решите уравнение: Рассуждаем Представленное уравнение – хороший пример «провокации» для совершения ошибки. Сама «провокация» - это первый и второй члены: которые весьма похожи друг на друга. Действительно, если во втором члене внести неизвестное в квадрате под корень, получаем: Бинго! Во втором члене получаем выражение, которое в квадрате представляет собой первый член – после преобразования уравнение легко привести к каноническому виду квадратного уравнения. Однако, при внесении под корень мы возводим неизвестное в кв
Оглавление

Сегодня мы разберём задание №12 из вариантов задания для ЕГЭ-2023. Это иррациональное уравнение высокого уровня сложности, которое иллюстрирует одну хитрую ловушку, которая может встретиться на ЕГЭ.

Напоминаю, для подписчиков предусмотрена возможность получения решений в «вордовском» .DOCX формате со стандартными формулами и рисунками.
Кому требуется, делайте запросы в комментариях – я предоставлю файл.
Общий список заданий, разобранных на канале, приведён здесь.

Задание

Решите уравнение:

Рассуждаем

Представленное уравнение – хороший пример «провокации» для совершения ошибки. Сама «провокация» - это первый и второй члены:

-2

которые весьма похожи друг на друга.

Действительно, если во втором члене внести неизвестное в квадрате под корень, получаем:

-3

Бинго! Во втором члене получаем выражение, которое в квадрате представляет собой первый член – после преобразования уравнение легко привести к каноническому виду квадратного уравнения.

Однако, при внесении под корень мы возводим неизвестное в квадрат (я не даром поставил знаки следования, а не равенства). В данном случае мы можем потерять минус, и ответ будет неверным!

В самом деле, построим график функции:

-4
-5

И график функции:

-6
-7

В отрицательной области графики различны! То есть, если значение неизвестной лежит в отрицательной области – мы получим ошибку! Действительно, например, если x = –3, то в первом случае мы получим отрицательное значение (-7.745...), а во втором – такое же по модулю положительное.

Что делать?

Есть два пути. Либо рассматривать отдельно положительные и отрицательные значения переменной (с введением соответствующих условий), либо отказаться вобще от внесения переменной в квадрате под знак корня.

Сделаем по второму варианту. Будет удобно обозначить подкоренное выражение дополнительной переменной, а первый член выразить через эту переменную. В результате мы получим систему уравнений, в которой не надо будет вносить неизвестную под знак корня.

В полученной системе первое уравнение будет чисто подкоренным выражением, а во втором уравнении вместо первого и второго членов получится выражение второй и первой степени соответственно. Сперва решим квадратное уравнение, чтобы найти это выражение, а потом каждый из полученных корней приравняем выражению, и решим соответствующие уравнения, окончательно получая ответы.

При этом не забудем область допустимых значений (ОДЗ). Поскольку у нас переменная под знаком корня, а также в знаменателе – имеются ограничения.

План решения

  • Определим ОДЗ, имея ввиду, что знаменатель дроби не может быть равен нулю, а подкоренное выражение не может быть отрицательным.
  • Выразим подкоренное выражение через дополнительную переменную, и преобразуем исходное уравнение в систему.
  • Введём временную переменную, с помощью которой приведём второе уравнение системы к каноническому квадратному.
  • Найдём корни этого квадратного уравнения, и сделаем обратную подстановку.
  • Используя первое уравнение из системы, окончательно находим неизвестное. При этом будет удобно ввести ещё одну временную переменную.
  • Окончательно получим корни, и проверим их на соответствие ОДЗ.

Решение

Исходное уравнение:

-8

Поскольку в уравнении имеется квадратный корень и неизвестная в знаменателе, необходимо найти область допустимых значений (ОДЗ):

-9

В числителе под корнем и в первом члене есть одинаковые выражения. Введём дополнительную переменную y, такую, чтобы максимально упростить как выражение под корнем, так и в первом члене. Наиболее удобно дополнительной переменной выразить всё подкоренное выражение:

-10

Тогда первый член можно будет представить в виде:

-11

В результате получим систему:

-12

Заметим, что второе уравнение можно свести к каноническому квадратному, если ввести временную переменную:

-13

Производим подстановку:

-14

Откуда:

-15

Делаем обратную подстановку:

-16

Подставляем в полученное выражение значение y из первого уравнения:

-17

Обе части поделим на x (мы можем это сделать, поскольку в ОДЗ не входит нулевое значение), также почленно поделим дробь под корнем:

-18

Заметим, что часть ОДЗ счёт квадратного корня и обратной функции отпадает, и остаётся диапазон ОДЗ:

-19

Обозначим:

-20

Подставляем:

-21

Возводим в квадрат:

-22

Переносим в одну часть, переходя к каноническому квадратному уравнению:

-23

Решаем:

-24

Первый корень ложный, он не входит в ОДЗ.

Делаем обратную замену и получаем ответ:

-25

Замечание

Для проверки построим график функции:

-26
-27

Как видим, график касается оси абсцисс только в указанной точке.

Между прочим, я сам при решении чуть не попался на эту удочку, и обнаружил ошибку, когда построил график. Откуда я очередной раз заключаю, что построение графика функций, данных в задании, очень и очень полезно для контроля правильности решения.