35,8K подписчиков

Флорищева пустынь: самая красивая обитель царской России

634 прочитали

Пустынь стоит на горке, которую называют Красной — возможно, из-за красноватого оттенка песка, а может быть, из-за удивительной красоты самого места на берегу извилистой реки Лух. Сегодня наша «Дорога к храму» ведет в Флорищеву пустынь.

Мужской монастырь Флорищева пустынь

История обители

В монастырских летописях упоминается некий бортник и лесоруб Флор, который задолго до образования монастыря, бывая в этих лесах, слышал на Красной горке дивный звон. Название Флорищева пустынь связывают с его именем.

Использовано фото Сергея Фомина / Проект «Полет над Россией», russiafromabove.picvar.io
Использовано фото Сергея Фомина / Проект «Полет над Россией», russiafromabove.picvar.io

Первую монашескую общину, которая образовалась здесь в середине XVII века под началом схимонаха Мефодия, к сожалению, сгубила чума. Дело продолжил иеромонах Иларион, будущий митрополит Суздальский и Юрьевский и духовник царя Федора Алексеевича. Иларион написал устав монастыря, который позже взяли основой для своих уставов многие русские обители. При святом Иларионе был выстроен весь архитектурный ансамбль Флорищевой пустыни, который сохранился по сегодняшний день.

Иеромонах Иларион, будущий митрополит Суздальский и Юрьевский
Иеромонах Иларион, будущий митрополит Суздальский и Юрьевский

Расцвет монастыря приходится на время царствования Федора Алексеевича. Молодой государь сам приезжал во Флорищеву пустынь в поисках людей истинной веры и святых чудотворцев. Для этого из Москвы через Вязники и через лес проложили до монастыря специальную Царскую дорогу. Пустынь так понравилась царю, что он сравнивал ее с «раем едемским».

Царь Федор Алексеевич
Царь Федор Алексеевич

Долгое время обитель считалась одной из самых красивых в Российской империи.

В 1923 году Флорищева пустынь была закрыта и позже частично разрушена. Духовная жизнь в монастыре стала возобновляться с 1992 года, а в 2005 году его передали Церкви.

Святыня

Пустынь стоит на горке, которую называют Красной — возможно, из-за красноватого оттенка песка, а может быть, из-за удивительной красоты самого места на берегу извилистой реки Лух.-4

Иконы для соборного храма пустыни при игумене Иларионе писал знаменитый иконописец Симон Ушаков с учениками. Самая известная — Владимирская Флорищевская икона Богоматери (1660 г.) ­— хранится во Владимиро-Суздальском музее.

«Квадратная обитель»

В плане монастырь — почти правильный квадрат с «осью» по центру, на которой располагаются надвратная Петропавловская церковь и колокольня.

Флорищева пустынь. Гравюра XIX века
Флорищева пустынь. Гравюра XIX века

Монастырские стены Флорищевой пустыни — это целый городок со множеством корпусов разного назначения: казначейский, рухлядный, больничный, хозяйственный, настоятельский… А еще в ее стенах находятся монастырский погреб, кузница и монашеские кельи. Один из корпусов называется Голицынским по имени воспитателя и сподвижника Петра I князя Б. А. Голицына. В конце жизни он уехал во Флорищеву пустынь и постригся в монахи с именем Боголеп.

Дорога

Дорога к пустыни может стать интересным приключением, если выбрать необычный вид транспорта — «кукушку», рельсовый автобус.

Приезжаете на Московский вокзал в Нижнем Новгороде. И садитесь на «кукушку». У нее есть два маршрута — прямо до станции Фролищи или с пересадкой через Ильино.

Пустынь стоит на горке, которую называют Красной — возможно, из-за красноватого оттенка песка, а может быть, из-за удивительной красоты самого места на берегу извилистой реки Лух.-6

По второму маршруту «кукушки» ходят гораздо чаще. Общее время в пути 2 часа.

«Кукушка» едет очень неспешно: летом из окна можно даже рассмотреть грибы, которые растут вдоль дороги. И места живописные — леса, холмы, болотца…

Фролищи — тупиковая станция. От нее до пустыни предстоит прогуляться еще пару километров по лесу.

Фото savage19
Фото savage19

Что такое «кукушка»? Это рельсовый автобус, или по-другому — автомотрисса. Такой вид транспорта специально приспособлен для движения по неэлектрифицированным участкам железных дорог. Пускать длинные составы с тепловозом там смысла нет, поэтому по рельсам ездят небольшие дизельные поезда из одного или нескольких вагонов. Такие ж/д ветки чаще всего однопутные и не имеют разворотов на конечных остановках: машинист просто переходит из головной кабины в хвостовую — и «кукушка» уже может ехать в обратную сторону.