22 сентября Украина выдала 55 российских пленных бойцов за 215 украинских военных. Россия выдала командиров батальона «Азов» (признан в России террористической организацией) Дениса Прокопенко (Редис) и Святослава Паламара (Калина), Сергея Волынского, Дениса Шлегу, Олега Хоменко. В числе освобождённых были десять иностранцев, в числе которых трое, приговоренные к смертной казни в ДНР .
В месте с 55-ю российскими военными Украиной был выдан Виктор Медведчук, но о нём - отдельный разговор.
Далее - длинная копипаста
ИСТОРИЯ ОБМЕНА ГИЛАДА ШАЛИТА
Стоит ли пытаться вызволить пленных во время войны любой ценой? Сложный вопрос. Разные государства и режимы отвечали на него по-разному. Самая принципиальная позиция — у Израиля. Государство, находящееся в состоянии войны с момента своего основания, вызволяет своих любой ценой. Яркий пример — история простого капрала Гилада Шалита.
Гилад попал в плен 25 июня 2006 года. Восемь палестинских диверсантов проникли на территорию Израиля по подземному 800-метровому тоннелю и напали на блокпост у границы с сектором Газа. Тоннель начинался на палестинской стороне, а заканчивался за спинами израильских солдат, так что палестинцы проникли в тыл незамеченными. Израильская разведка знала о возможном нападении и предупредила войска, но солдаты на блокпосту были расслаблены, многие спали. Диверсанты напали на танк «Меркава III», убили двух членов экипажа, тяжело ранили третьего, а четвертого — 20-летнего Гилада Шалита — взяли в плен и скрылись.
Напавшие боевики разделились на две группы. Трое террористов выпустили противотанковую ракету по бронетранспортеру, который стоял возле блокпоста. Бронетранспортер был подорван и загорелся. Командир дивизии Газы генерал Авив Кохави заявил на пресс-конференции, что данный БТР был "отвлекающим" и намеренно был оставлен пустым именно для отвлечения в случае нападения, и свою задачу выполнил.
Вторая группа боевиков атаковала танк на позициях ЦАХАЛа у Керем-Шалом. Танк был с близкого расстояния обстрелян противотанковыми гранатами из гранатомета РПГ-7 русского производства.
Обстрел из гранатомета нанес танку незначительные повреждения, однако члены экипажа танка были, по-видимому, контужены.
Затем террористы попыталась открыть задний люк танка, но он был закрыт изнутри. Тогда они взобрались на башню, вытащили через верхний люк командира танка лейтенанта Ханана Барака и старшего сержанта-заряжающего Павла Слуцкера и растреляли их в упор. Офицер и сержант были в состоянии контузии после разрыва противотанковой гранаты и не были способны оказать сопротивление.
Террористы вытащили из танка третьего танкиста - наводчика-ефрейтора Гилада Шалита, который был легко ранен в плечо и у которого была сломана левая рука.
Затем террористы бросили внутрь танка ручные гранаты. Четвертый танкист - механик-водитель сержант Рои Амитай, – спал в это время, как это принято при посменном дежурстве. Боевики его не заметили, но он был тяжело ранен осколками двух ручных гранат, брошенных ими внутрь танка.
На месте разгорелась ожесточенная перестрелка военнослужащих Армии обороны Израиля с террористами. В результате перестрелки двое "палестинцев" были уничтожены.
Уцелевшие террористы уволокли с собой раненного сержанта Шалита. Им удалось скрыться через туннель.
На следующий день было опубликовано коллективное заявление от ХАМАС, ФАТХ и некоторых других исламистских группировок. В обмен на пленного Гилада они требовали освободить всех палестинских женщин и несовершеннолетних из израильских тюрем. Израиль ответил молчанием.
Пленение израильских солдат — относительная редкость. До случая Гилада Шалита этого не происходило 12 лет. Поначалу было принято решение попытаться освободить Гилада в рамках операции «Летние дожди». Секретная служба похитила несколько членов ХАМАСа. После того, как от них были получены оперативные данные о местоположении заложника, израильская армия блокировала сектор Газа и приступила к поискам. К сожалению, Гилада там не было, палестинцы то ли дезинформировали израильтян, то ли успели вывезти его в другое место.
В ответ на «Летние дожди» исламисты изменили свои требования. Теперь за жизнь и свободу капрала, кроме женщин и подростков, нужно было освободить еще 1000 палестинских заключенных, среди которых были и террористы. Начались долгие годы переговоров. Попытки освободить Гилада предпринимали политики из самых разных стран, Католическая церковь и Совет безопасности ООН. Исламисты, тем временем, подбрасывали общественности письма от капрала, подтверждающие, что он еще жив.
11 октября 2011 года Израиль решился на обмен. Гилад Шалит оказался на родной земле спустя 5 лет, 3 месяца и 23 дня плена. Взамен Израиль освободил 1027 заключенных, среди которых были террористы, убившие, в общей сложности, около 600 израильтян.
Население оценивало этот обмен по-разному. Согласно соцопросу 69% граждан Израиля поддерживали такое решение, 22% — выступали резко против, остальным было сложно ответить однозначно.
Это был не единственный случай крайне неравного обмена.
- В 1983 году за жизни 6 израильских солдат заплатили освобождением 4830 палестинских заключенных.
- Два года спустя — 1150 палестинцев за троих израильтян.
- А в 2004 году тела трех солдат, чтобы их по-человечески похоронить, обменяли на 436 заключенных.
К чему эта длинная история. Мы жаждем возмездия. Мы желаем того, чтобы "азовцы" были справедливо наказаны, подразумевая под этим расстрел, которого они своими преступлениями, несомненно, заслужили, или как минимум, пожизненный срок. Когда мы узнали, что они "освобождены", мы сосредоточены на нашем гневе в их отношении, забыв о добре. А добро - это радость тех 55 семей, к которым вернулись наши военнослужащие, это вера в то, что мы не бросим своих.
А что касается украинских пленных: согласитесь, что мы другие в своем отношении к ним! Наши бойцы не пытают, не унижают, не стреляют в ноги пленным. Наше отличие в том, что мы не становимся зверьми, а остаемся людьми, с присущими сочувствием, прощением, и даже пониманием - того, что этих людей настраивали против нас, как минимум тридцать лет, с самого детства.
Ну и помним древнюю хорошую мудрость, автор которой не известен: "Злиться — это всё равно, что принять яд и ждать, что умрёт другой".
Поэтому нужно спокойнее относиться именно к своим чувствам, ибо "азовцы" уже наказаны. Призывавшие других стоять до смерти за придуманную нацистскую идеологию, и не выполнившие своих же призывов, они стали шлаком, символом большого обмана, которое украинскому обществу еще предстоит осознать.
Если же вы не можете смириться с произошедшим, то вас может утешить другая мысль: "после выдачи пленных "азовцев" бойцы на передовой поняли одно – в плен брать нацистов они больше не будут".
В любом случае, нам прежде всего нужно спокойствие и уверенность, думать головой и, что важнее, сердцем, а не вестись на вбросы ЦИПсО в стиле "а ваши всех сдали".